Актуальность цифровых архивов не стоит рассматривать только в связи с возможностью перевода старых записей с магнитных лент на «цифру». Сегодня телекомпаниям не оставлено выбора – цифровой архив необходим всем без исключения.
С одной стороны, многие компании за годы работы накопили огромные массивы материалов на магнитных лентах и чем более длительную историю имеет компания, тем острее стоят перед ней проблемы организации работы с архивными материалами и меры по их сохранению. Идеальными условиями архивного хранения видеозаписей считается температура от 12 до 18°С при относительной влажности воздуха 45-55%. Поддержание таких условий в архивохранилищах постоянного хранения требует установки специальных, дорогостоящих систем кондиционирования воздуха. А в условиях многих телекомпаний и студий это нереально как по финансовым, так и технологическим соображениям. Кроме того, поиск материала традиционными методами в большинстве существующих архивов затруднен из-за отсутствия правильной каталогизации, что приводит к практически полному отсутствию архивных материалов в телевизионных программах. Архив на кассетах ведет к снижению содержательности программ и финансовым потерям телекомпаний.
С другой стороны, ведущие производители съемочной техники (SONY, Panasonic, JVC) выпускают только безленточные модели камер, многие украинские компании уже перешли или поэтапно переходят на карточки (SDHC, P2, SxS). И в этом случае все сталкиваются опять же с проблемой: куда «сливать» съемочный материал, как «искать/использовать», на чем хранить. Некоторые зарубежные компании могут позволить себе хранить материал прямо на SDHC картах памяти вместо кассет, просто подписывая их и складывая на полке. Но это только частично снимает остроту проблемы. А данные накапливаются «снежным» комом.
За последние годы существенно изменилась производственная база и сама среда производства многих компаний: от ленточных аппаратных мы перешли к цифровым монтажным, эфирным серверам, дисковых массивам. И все это на фоне бурного развития IP сетей. На порядок выросла интенсивность современного телепроизводства: уменьшились сроки подготовки программ, выхода готовых новостийных сюжетов. Архив на видеокассетах или файловый архив на жестком диске в этих условиях никак не сможет обеспечить растущие потребности компании. Необходим эффективный архив с удобными сервисами по загрузке, поиску и просмотру материалов!
Традиционно кассетные архивы всегда находились в конце производственного цикла создания программ, туда они попадали после эфира, образуя «вещательный архив» компании. В случае с магнитными лентами – это бесконечные ряды полок, заполненные кассетами. Ленточный архив является в основном хранилищем материала, цифровой же, предоставляя пользователям возможности автоматического поиска и доступа к информации, становится ядром производственного комплекса телекомпании. Архив обеспечивает связь с рабочими местами журналистов, монтажными по локальной сети, большое число пользователей работает с архивными материалами в реальном времени. Это повышает производительность труда, а также ценность производимых телекомпаниями программ.
Сама концепция цифрового архива включает в себя четыре технологических процесса: импорт материала, сохранение, поиск и просмотр, доступ и восстановление для использования.
На этапе импорта материалов в архив поступают материалы с видеомагнитофонов, внешних источников, импортируются файлы с карт памяти, поступают материалы по FTP, вводятся метаданные. При вводе материалов архивная система осуществляет следующие операции: конвертирует материал в формат хранения архива, контролирует качество, индексирует материал, описывает его при помощи вводимых метаданных.
На этапе сохранения поступающий в архив материал переносится на архивный носитель. При этом создается копия оригинального материала низкого разрешения (например, в формате WMV, MPEG-1) для просмотра по локальной сети с любых рабочих мест при поиске и просмотре материалов.
Большое значение при организации архива имеют выбор цифрового носителя и формат хранения видео- и аудио- материала. Сегодня существует несколько цифровых носителей, применение которых оправдано: лента ( LTO-4,5), HDD, Blu-Ray. Ленты, используемые в ленточных библиотеках, сегодня наиболее часто применяются в качестве носителя архивного материала, гораздо реже используются оптические диски Blue-ray и, из-за недостаточного времени хранения данных (3-4 года), жесткие диски (HDD). Картриджи на лентах типа LTO сегодня наиболее популярные носители для цифровых архивов, обеспечивая высокую степень сохранности, достаточную скорость доступа, и имея низкую стоимость хранения видео/аудио материала.
Еще один волнующий всех вопрос: в каком формате хранить материал в архиве? Выбор формата сохраняемых данных зависит исключительно от внутреннего технологического процесса телекомпании. Единственное условие желательно выполнять для сохранения качества изображения: архивировать сигнал с потоком не ниже, чем поток, использованный в процессе производства.
Обработанный и сохраненный материал, находясь в цифровом архиве, может быть предоставлен клиентам, работающим с архивом в поиске необходимого им материала. Вся сопроводительная информация, называемая метаданными, хранящаяся вместе с самим видео/аудио материалом, позволяет клиенту однозначно идентифицировать необходимые ему фрагменты в виде отдельных эпизодов или даже планов. Все метаданные можно разделить на первичные и расширенные. Первичными метаданными могут быть: тайм-код материала, его ID и т.п. Эти данные попадают в архив автоматически при регистрации поступающего материала. Количество расширенных метаданных может определяться владельцами архива, их может быть различное количество.
Нужно помнить: чтобы найти в архиве интересующий материал необходим определенный алгоритм поиска. Многое зависит от того, как материал описан и зарегистрирован в системе. Все это особенно актуально для больших архивов. И тут важен алгоритм описания материала, а также словарь стандартной лексики для составления описательной части. Этот словарь, называемый тезаурусом, разрабатывается специалистами с учетом специфики архивируемых материалов. Для облегчения и унификации работы над вводом метаданных международные организации (EBU, SMPTE и другие) предлагают различные стандартные пакеты метаданных для описания архивируемых материалов. Как происходит поиск материалов в архиве? Пользователь формирует запрос с ключевыми критериями, описывающими интересующий его материал, который по локальной сети попадает в архивную систему. Эта система осуществляет поиск и извлечение материала в низком разрешении для просмотра и отбора на клиентском рабочем месте. Клиентские места для работы с архивом представляют собой интерфейс с набором функций: формирования запросов, модулей для отсмотра и экспорта материала и др.
У многих производителей МАМ систем клиентское ПО выполнено в виде стандартного WEB-приложения, основанного на открытых стандартах XML, MOS, WEB Services, что обеспечивает простую и надежную интеграцию архива с любыми внешними системами телекомпании.
Отобрав нужные фрагменты сюжетов, клиент формирует монтажный лист (EDL), который используется в дальнейшем для получения этих материалов в полном разрешении. Информация в высоком разрешении может быть получена в любом месте сети телекомпании, указанном в монтажном листе (например, это может быть монтажная, эфирный сервер и т.д.).
Типовая схема цифрового архива. Менеджер иерархического хранения. Стоимость хранения материалов в архиве.
На рис. 1 представлена примерная блок-схема цифрового архива. Здесь в качестве долговременного хранилища применена ленточная библиотека (сегодня это наиболее распространенный вариант). Дисковый массив №1 используется для хранения материала низкого разрешения, массив №2 – on-line хранилище материалов высокого разрешения. Кроме этого в схеме показаны клиентские рабочие места, где пользователи могут работать с содержимым архива, делать заказы и извлекать те или иные материалы.
В рассматриваемой схеме предложена концепция иерархического хранения данных. Сервер HSM (Hierarchical Storage Management) отвечает за перенос данных между быстрыми и более медленными системами хранения архива, обеспечивая эффективный баланс между доступом к данным, хранением и расходами на управление. Каждый владелец цифрового архива должен быть готов к компромиссу между скоростью доступа и стоимостью хранения архивного материала.
От пропорции использованных типов хранения материалов в архиве будет зависеть стоимость хранения каждого часа видео/аудио данных. Использование ленточной библиотеки в качестве основного типа хранилища архивных материалов позволяет получить стоимость хранения, сравнимую со стоимостью архивирования на обычных miniDV кассетах при огромных возможностях по поиску, быстрому извлечению и использованию!
И все же цифровые архивы – это не столько ленточные библиотеки или дисковые массивы, а правильно выбранные технологии управления видеоданными. Безусловно, без «железа» архив не построишь, но оно развивается абсолютно автономно и весьма быстрыми темпами, поэтому при проектировании и строительстве архива нужно в первую очередь строить технологию (в данном контексте технология = система управления архивом), опираясь на открытые стандарты, что в перспективе позволит использовать любое «железо» завтрашнего дня.
Создание цифрового архива компании – комплексная задача, которая требует решения массы технических и технологических вопросов. Однако решать их необходимо уже в ближайшее время, т.к. это следующий шаг после объединения отдельных рабочих мест и подразделений телекомпаний в сети. Компании, чьи архивы останутся на кассетах, ждет в перспективе полная потеря контроля за материалами и застой в развитии производства.
Каковы положительные аспекты перехода к цифровому архивированию?
Во-первых, цифровой архив – это решение, которое способно связать воедино отдельные части цифровой безленточной технологии многих телекомпаний, сделав единым производство, выдачи в эфир и хранение.
Во-вторых, значительно сокращаются эксплуатационные расходы компании. Не нужно просмотровых и монтажных аппаратных, достаточно обычного офисного компьютера с выходом в локальную сеть.
В-третьих, значительно удешевляется оборудование. Достаточно сравнить стоимость видеомагнитофона и стандартного офисного компьютера, пригодного для поиска и просмотра материалов цифрового видеоархива.
В-четвертых, большой эффект достигается за счет полноценного использования имеющихся в архиве материалов. При традиционной технологии невозможно быстро найти необходимую и, в принципе, доступную информацию, и это ведет к расходованию дополнительных финансовых средств. Цифровая технология обеспечивает быстрый и, что важно, полномасштабный поиск материалов для всех участников процесса производства.
В-пятых, появляется реальная возможность коммерческого использования материалов. Если вам удастся продать даже незначительную часть архивных материалов, это значительно окупит затраты на его строительство и внедрение новой технологии.
Хочется повторить главный критерий, на который опираются разработчики цифровых архивов: «Если Вы не можете быстро отыскать видеоматериал, находящийся в вашем архиве, то вскоре вы не сможете его использовать совсем».
Сообщение отредактировано 8 февраля 2011 17:31. Редактировалось 3 раз(а)