» RTVi – канал, оставшийся в стороне

RTVi – канал, оставшийся в стороне

RTVi – канал, оставшийся в стороне


RTVi – канал, оставшийся в стороне


В конце прошлой недели в заголовках новостей замелькало название RTVi, или в полной версии названия - Russian Television International. Сообщалось, что бывший гендиректор канала «Звезда» Руслан Соколов приобрел RTVi за $10 млн.

Интерес к этой сделке был столь велик, что свое удивление ажиотажем вокруг канала в связи с его продажей выразил в одном из своих интервью и бывший гендиректор RTVI и экс-гендиректор НТВ Игорь Малашенко, который имел прямое отношение к запуску RTVi в 2001 г. Малашенко отметил в интервью одному из российских телеканалов, что многие годы RTVi совсем не пользовался вниманием масс-медиа.

Но почему же интерес к RTVi ныне велик? Возможно, он вызван самой историей телеканала. Авторы, пишущие об RTVi, как правило, не осознают, что этот телеканал мог бы, используя спутниковые технологии, сыграть историческую роль в развитии российского телевидения в подцензурный период 2000-х годов. Но зато очень многие обозреватели справедливо отмечают ничтожное влияние RTVi на современный политический и медийный процесс в России. Можно сказать, что RTVi - это канал упущенной возможности сделать российское телевидение первого десятилетия XXI века более свободным.

Закономерно, что для большинства граждан России название RTVi ныне вряд ли о чем-то говорит. А ведь это старейшее непосредственное спутниковое вещание, представляющее Россию. Оно было основано еще в 1997 г. (при том, что аналогичное вещание «Первого канала» началось в 1999 г., а Всероссийской государственной телерадиокомпании - в 2002 г).

Немного предыстории

Russian Television International - это ни что иное как бывшее «НТВ-Интернешнл». Подразделение было создано медиаструктурами Владимира Гусинского для ретрансляции лицензионно очищенной версии флагманского телеканала медийной группы – канала «НТВ» в версии для зарубежной русскоговорящей аудитории.

Вот как об этом говорится на современном сайте RTVi: «1 января 1997 г. началась трансляция канала RTVi через спутник «Экспресс 2». С помощью индивидуальных спутниковых антенн программы RTV International увидели зрители на Ближнем Востоке и в Европе. Крупнейшие кабельные операторы Израиля начали доставку сигнала RTVi своим подписчикам».

Конечно, в 1997 г. никакого RTVi не существовало, а начались ретрансляции программы именно международной версии телеканала НТВ. Но в RTVi до сих пор не любят вспоминать, что они когда-то были НТВ, а история разрыва нынешнего RTVi и НТВ вошла в историю новых российских медиа в качестве скандальной.

В 2001 г. российское государство неожиданно вспомнило, что медиа-империя Гусинского «Медиа-мост» задолжала государственной компании «Газпром» большие суммы денег, и что спутник «Бонум», которым НТВ так гордилось, также был запущен на государственные средства. Представлявший российское государство в «споре хозяйствующих субъектов» «Газпром», на защиту попранной финансовой чести которого встали российские суды, в результате разбирательств, включавших и непродолжительное содержание Гусинского в заключении, в итоге забрал под свой контроль почти все, что принадлежало медиа-империи Владимира Гусинского в России.

Среди прочего под контроль «Газпрома» перешел и телеканал НТВ, и национальный спутниковый оператор «НТВ Плюс». Журналисты НТВ во главе с Евгением Киселевым, ушедшие с канала, некоторое время вещали с канала ТНТ, пока он еще не полностью перешел под контроль «Газпрома». Позднее журналисты перебрались на канал «ТВ-6 Москва», принадлежавший Борису Березовскому, но вскоре еще один «хозяйствующий субъект» «Лукойл» вспомнил про задолженности теперь уже «ТВ-6 Москва». Еще позднее была история с телеканалом ТВС, организованном на «шестой кнопке», куда с «ТВ-6 Москва» перешла команда бывшего НТВ, но и там вещание не получилось, чего и следовало ожидать. Помешали «экономические разногласия» «хозяйствующих субъектов».

RTVi, оставшийся в стороне

Все время вышеописанных телевизионных пертурбаций в России и позднее «НТВ-Интернешнл», переименованное в Russian Television International продолжало принадлежать старым хозяевам - Владимиру Гусинскому и его партнерам.

После разделения российской телекомпании НТВ пришлось заново создать свою сеть непосредственного спутникового вещания для зарубежной аудитории, и эта сеть стала известна как «НТВ Мир». А RTVi сначала ретранслировало передачи ТНТ, затем «ТВ-6 Москва», а потом стало вещать программы ТВС - в общем, проекты журналистской команды бывшего НТВ. С их прекращением Russian Television International организовало собственную службу новостей. Теленовости на Russian Television International стали называться «Сейчас» по аналогии с выпусками новостей прекратившего работать телеканала ТВС.

Необходимо отметить, что Russian Television International масштабами уже не напоминал НТВ. новости были камерными, а репортерская сеть небольшой. Несмотря на это на RTVi в разное время работали Евгений Киселев, Андрей Норкин, Владимир Кара-Мурза, Владимир Шендерович, а также эмигрировавший еще 20 лет назад в США бывший ведущий программы «Вести» Юрий Ростов. Телеканал располагает студиями в Нью-Йорке, Тель-Авиве и Москве. В 2000-х годах в России функционировал дольно большой филиал под названием «Эхо Тв», возглавлявшийся Андреем Норкиным. Под лейблом этого филиала выходили собственные аналитические передачи в духе старого добротного НТВ.

Тем не менее, общеполитические и новостийные программы в Russian Television International не получили какого-либо отклика в России, несмотря на то, что в 2000-х годах на внутреннем российском телевидении свирепствовала цензура и потребность в качественном информационном вещании была очень высока. О том, что канал неподцензурного информационного вещания в России востребован, свидетельствует Успех запущенного несколько лет телеканала «ДОЖДЬ».

Основной причиной нереализации потенциала RTVi в качестве популярного в России неподцензурного информационного телеканала стало желание Владимиром Гусинским. Гусинский, основной владелец канала, предпочел, отправившись эмиграцию после недолгой отсидки, больше не вмешиваться в российскую политику. При этом Гусинский продолжал в России медийный бизнес. Его компании продолжали производить для российского телевидения сериалы, а телеканалы «Телеклуб» и «Детский мир» и ныне предлагаются в пакете «НТВ Плюс».

В свою очередь сигнал RTVi строго кодировался и не предназначался для аудитории в России. При этом спутник, с которого работает RTVi – Eutelsat Hot Bird 13A/Eutelsat Hot Bird 13B/Eutelsat Hot Bird 13C 13.0 гр. E - достаточно смотрибелен и популярен в России. Как представляется, если бы в свое время RTVi не кодировал хотя бы часть своих программ и адресовал их аудитории в России, его известность и успешность была бы совсем другой, на порядки выше.

В этой связи вспоминаются события 2001 г., когда журналисты осаждаемого НТВ собирали митинги в Останкино в свою поддержку. Если бы тогда прозвучал не абстрактный призыв к защите свободы слова, а вполне конкретный – купить спутниковые тарелки и нацелить их на спутниковый свободный канал НТВ – RTVi, который будет транслировать из-за рубежа, то история российского телевидения, и история российского спутникового ТВ в частности, сложилась бы несколько иначе. Как минимум, российское телевидение было бы свободнее и динамичнее. Опыт ряда не вполне демократических стран, где телеканалы, вещающие из-за рубежа, не уступают по влиятельности и успешности национальному телевидению, подтверждают подобное предположение.

Максим Истомин

source.cnews.ru
Просмотров 2476
Опубликовал Glabius
Категория Новости
Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 360 дней со дня публикации.

    Абоненты «Триколор ТВ» выбирают отечественный телеконтент

    Крупнейший российский оператор цифрового телевидения «Триколор ТВ» впервые публикует карту абонентских предпочтений, созданную на основе собственной системы телеизмерений

    Россияне показали свои города с высоты птичьего полета

    Подведены итоги первого месяца проведения всероссийского конкурса «Россия глазами дронов», который стартовал 1 декабря 2016 года

    Юрий Резвяков назначен техническим директором «Триколор ТВ»

    Новым техническим директором «Триколор ТВ» стал Юрий Сергеевич Резвяков

    «Триколор ТВ» поздравляет с Новым годом!

    «Триколор ТВ» растет быстрее европейских операторов

    Крупнейший российский оператор цифрового телевидения «Триколор ТВ» показывает в 2016 г. самые высокие темпы роста абонентской базы в Европе на фоне общего замедления мирового рынка PayTV

    Услуга «Приоритет» объявляет старт январского розыгрыша

    «Приоритет» – это комплексная услуга для абонентов «Телекарты», предоставляющая своим пользователям право на эксклюзивное обслуживания, уникальные услуги и предложения.

    Профилактические работы 18 января

    В период с 02 часов 00 мин. до 09 часов 00 мин. 18 января 2017 года (по московскому времени) будут проводиться профилактические работы.

    Кинотеатр в Телекарте Онлайн

    Рады представить новую услугу Кинотеатр в приложении Телекарта Онлайн!

    Первый круглосуточный канал «Ветта 24» в Пермском крае.

    С Новым Годом!

Телепрограмма

СТБ
14:20 - Х/ф "Поделись счастьем своим", 1-4 с.
19:00 - "Следствие ведут экстрасенсы".
02:40 - Ночной эфир.
-
Футбол 1
18:15 -  Атлетик - Атлетико Мадрид. Чемпионат Испании. 2-й тайм. Прямая трансляция.
19:10 - Топ-матч.
19:25 -  Реал Сосьедад - Сельта. Чемпионат Испании. 1-й тайм. Прямая трансляция.
20:15 - Футбол Tables.
ICTV
16:25 - Х/ф "Стар трек".
18:45 - Факты. Вечер.
19:15 - Премьера. Х/ф "Стар трек. Возмездие".
21:40 - Х/ф "Неудержимый (Пуля в лоб)".
Кинопремьера HD
17:05 - Х/ф "Преступник".
19:00 - Х/ф "Абсолютная власть".
20:50 - Х/ф "Дуэлянт".
22:40 - Х/ф "Три девятки".
Вся телепрограмма

Мы в Вконтакте

Мы в Facebook

Голосование

Вернетесь ли вы на этот сайт снова?

Да
Нет
Затрудняюсь ответить

Случайное фото

Новое в каталоге

Sat-integral club

Проблема с подключение WIFI МТ7601 на 3 из 4 ресиверах!!!

После обновления на 2.05 все заработало без проблем!)))

ПО Sat-Integral S-1225 HD Able версии 2.05 Beta

Цитата: vasman от 08 Январь 2017, 21:34:23   У  меня  аналогично  с  ...

ПО Sat-Integral S-1225 HD Able версии 2.05 Beta

Цитата: VladimirD от Сегодня в 14:11:31Здравствуйте. Подскажите пожалуйста есть ли возможность ...

ПО Sat-Integral S-1225 HD Able версии 2.05 Beta

Цитата: sat-integral от 08 Декабрь 2016, 17:48:26ПО Sat-Integral S-1225 HD Able версии 2.05 Beta ...

Установка MySQL 5.6 на Centos 6

Будем использовать ...