Вслед за мобильной телефонией во Всемирную паутину устремилось и телевидение
Новость не столько научная, сколько социально-технологическая: британская медийная корпорация BBC получила разрешение на внедрение технологий, которые позволят выходить в Интернет через телевизор. Программа, получившая название Project Canvas («Проект «Холст»), может быть запущена уже в 2010 году. Как сообщает интернет-ресурс openspace.ru, в проекте участвуют еще несколько телевизионных каналов.
Поначалу абоненты Project Canvas получат доступ к несколько «кривому» Интернету – к их услугам будут только несколько интернет-ресурсов вроде Facebook, Youtube и Flickr, а также платный iPlayer. Да и для этого необходимо будет подключить к «голубому другу» приставку стоимостью примерно 200 фунтов. Но нас сейчас интересует не другое – может быть, «Проект «Холст» символизирует начало конца эры классического телевидения?
И то: по прогнозам аналитиков, 20% плоскоэкранных телевизоров, которые продадут в Европе в 2010 году, будут иметь встроенную опцию доступа в Интернет. Между прочим, в 2009 году во всем мире было продано 205 млн. телевизионных приемников на общую сумму 101 млрд. долл. В наступившем году общие поставки телевизоров вырастут до 218 млн. устройств: из них 171 млн. – телевизоры с жидкокристаллическим экраном. (Исследование компании DisplaySearch.)
То есть «миграция» телевизоров в Сеть приобретает характер массового бегства! Такие привычные, одомашненные ящики вслед за мобильными телефонами мигрируют во Всемирную паутину. Дело в том, что к 2013 году к Интернету подключится до миллиарда мобильных устройств. В 2009 году в Интернет выходили 450 млн. мобильных пользователей. Всего в Сети в прошлом году побывали 1,6 млрд. человек, было подключено свыше 1,6 млрд. стационарных и мобильных устройств – в том числе компьютеров и игровых консолей. К 2013 году этот показатель вырастет до 2,2 млрд. пользователей, которые будут выходить в Интернет с 2,7 млрд. устройств. (Прогноз аналитической компании IDC.)
В общем, все – в Сеть! Мозги – прочь от ТВ!
А ведь каких-то 20 лет назад поэт, нобелевский лауреат Иосиф Бродский в интервью «НГ» заметил: «Посмотрите: что превращает Америку в нацию? Телевидение…» (см. «НГ» 23.07.91). Нобелевскому лауреату вторит нынешний руководитель телеканала «Культура» Сергей Шумаков: «Телевидение – это клей, с помощью которого соединяется огромное количество людей…»
Телевидение действительно предстает в общественной мифологии как некий волшебник-монстр, задача которого – заставить нас взирать и подчиняться транслируемым эмоциональным образам. Но, как видим, миф этот уже со всех сторон сильно обгрызен крысами «электротехнического зла» (Бродский). Признаки упадка телевизионной коммуникации – повсюду…
Специалисты американской издательско-аналитической группы IDG составили список из 10 технологий, которые навсегда покинут наш мир в ближайшей перспективе. Шестую позицию в этом прогнозе-мартирологе заняли пульты дистанционного управления (ДУ) для домашних систем. Дело в том, что почти каждый элемент домашней медиасистемы идет с собственным пультом ДУ. Пришло время заменить эти пульты программами для мобильников. Мобильники – отличные пульты: у них лучше пользовательский интерфейс, перезаряжаемые аккумуляторы и они не так легко теряются. Телефонные программы легче программировать и апгрейдить. Уже выпущено несколько программ для iPhone и других устройств, которые контролируют цифровые видеомагнитофоны.
«Производителям телевизоров нужно улучшить функциональность контрольного меню на телевизорах и присоединиться к революции смартфонов, создать простые программы для дистанционного управления, причем универсальные программы, чтобы всеми устройствами можно было управлять из одной программы», – настаивают эксперты IDG.
Но дело не только в стремительной эволюции электронных гаджетов. Меняется (деградирует) сама психология телевизионного смотрения. Важный симптом – «износ» телевизионной рекламы. Об этом недавно вынужден был заявить даже такой монстр, как Microsoft: печатная реклама более чем в два раза эффективнее телевизионной. Исследование проводилось специализированным подразделением Microsoft Advertising в Великобритании на основе данных крупнейших ритейлеров. Каждый фунт, вложенный в печатную рекламу, увеличивает выручку на 5 фунтов. В телевизионной рекламе фунт приносит только 2,15 фунта выручки. «По результатам исследования Microsoft, – пишет Lenta.ru, – посоветовал крупнейшим рекламодателям на 10% увеличить вложения в печатную и онлайн-рекламу и на столько же снизить расходы на ТВ».
Это уже серьезно. Но отнюдь не неожиданно…
Культовая фигура 60-х и 70-х годов прошлого века – американский психолог Тимоти Лири, известный своими радикальными теориями и экспериментами с измененным сознанием, как будто специально заготовил свое объяснение этому феномену. Рассуждая о влиянии на человеческое сознание появившейся в 1970-х годах первой игровой телевизионной приставки «Понг», он замечает: «Понг» был первой детской игрой, позволявшей двигать предметы по экрану телевизора. Движок в «Понге» – это почти что настоящий курсор, так что персональный компьютер можно смело считать прямым наследником этой игры. Появление феномена «Нинтендо» было не менее важным событием, чем изобретение Гутенбергом печатного станка. Это было новое поколение детей, которые выросли, зная, что можно влиять на происходящее на экране. Мамаша с папашей, дети бэби-бума, торчат на втором этаже в гостиной и пассивно смотрят новости или прайм-таймовые программы – точно так же, как в детстве они пассивно смотрели диснеевские мультики. А этажом ниже, в детской, их дети активно изменяют картинку на экране. «Чем они там занимаются?» – «Они уткнулись в свое долбаное «Нинтендо»! Вместо того чтобы сидеть тут и смотреть образовательные телепрограммы!». Да не может быть никаких «образовательных телепрограмм»! Это сущий оксюморон. Способность изменять картинку на экране – вот подлинное могущество!» (курсив мой. – А.М.).
Впрочем, о смерти ТВ говорить еще преждевременно. «Вряд ли традиционные медиа пострадают от Интернета, – считает профессор Государственного университета – Высшая школа экономики, заведующий кафедрой «Прагматика культуры» Александр Долгин. – Телевидение как высокоинформативный канал вряд ли постигнет судьба радио – стать фоном. Интернет – это мода, но она никак не угрожает визуальности».
Для России, по крайней мере пока, этот вывод абсолютно справедлив. Российская Федерация остается страной «телевизионного смотрения». Так, опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» («СМИ: предпочитаемые каналы информации», опрос проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России; интервью по месту жительства 28–29 июля 2007 года 1500 респондентов; статистическая погрешность не превышает 3,6%), показал, что основным каналом получения информации о событиях в нашей стране, безусловно, остается центральное телевидение – его отметили в этом качестве 90%. Интернет по степени использования пока второстепенный информационный канал: его упомянули лишь 9% опрошенных. Однако в Москве этот показатель составляет уже 36%.
Судя по всему, лед тронулся. Телевидение если и не исчезает, то явно дрейфует в сторону ТВ.Net. Почти треть – 26% – пользователей сети Интернет трех возрастных групп из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России предпочитают использовать «голубого друга» в качестве... фона. (Исследование «Основные тенденции и изменения предпочтений по использованию средств информации в России», проведенное корпорацией IBM совместно с российским холдингом «Ромир» в 2007 году.)
Появление именно этого вполне уже оформившегося социального кластера вселяет неожиданный исторический оптимизм – документально развенчан миф о всесилии телевизионной коммуникации в деле промывания мозгов у широких народных масс. Профессор Сергей Капица как-то нашел такой образ: «Атомная бомба взрывается в течение микросекунды и выделяет большое количество энергии; работающее непрерывно телевидение выделяет почти столько же энергии, эффективно действующей на ваши мозги». Но, кажется, монстр массовой пропаганды – классическое телевизионное вещание – на самом деле оказался колоссом на глиняных ногах.
Добавлено спустя 32 минуты 26 секунд:
В редакцию «ПР» поступило несколько обращений от мариупольцев, пользующихся услугами фирмы кабельного телевидения ООО «СКТ ТПП «Формат». В частности, В.Г. Влащенко (ул. Покрышкина) спрашивала: «На каком основании повышены тарифы на услуги кабельного телевидения с 1 января с 26 до 35 гривен? Отключили самые интересные российские каналы – за что платить 35 гривен?»
В другом письме читательница Е.И. Маркова (бул. Шевченко) возмущалась: «Я старый человек и возмущена тем, что постоянно нарушаются наши права. Российские каналы то включают, то отключают. Почему где-то в Киеве решают за нас, что нам смотреть?»
Директор «Формата» Владимир КИСЕЛЬ так ответил на вопросы читателей «Приазов-ского рабочего»:
«Три российских канала – ОРТ, РТР-планета и ТНТ – мы прекратили ретранслировать по причине, о которой говорилось неоднократно. Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания считает, что эти каналы не адаптированы для ретрансляции на территории Украины. Выполняя их предписание, мы были обязаны отключить эти каналы. И за соблюдением этого требования строго следят представители национального совета, которые есть в каждом регионе.
Поэтому вместо отключенных каналов мы предложили замену. Хотя понимаем, что ведущие телеканалы России все же пользовались большим спросом.
Что касается абонплаты, то «Формат» не повышал стоимость своих услуг с 2004 года. Шесть лет тариф не менялся – он составлял 10 гривен и был самым низким в Мариуполе среди операторов кабельного телевидения.
Но в марте прошедшего года увеличили стоимость своих услуг провайдеры кабельного телевидения. Кроме того, к тому времени возникла необходимость модернизации наших сетей. Штат также увеличился, так как кабельная сеть постоянно расширяется, и себестоимость услуг не может оставаться на одном уровне. Мы платим за аренду помещений, за электроэнергию, приобретаем новое оборудование, ремонтируем старое. Повышение тарифа – вынужденный шаг. В марте абонплата составляла 15 гривен, с сентября стала 26 гривен, с января – 35 гривен.
Такова стоимость так называемого базового пакета, в который входят 73 канала. Но есть еще социальный пакет – 25 каналов, и плата за него составляет всего 15 гривен в месяц. Каждый абонент выбирает то, что ему больше подходит».
На 1 января 2010 года к кабельному телевидению подключено более 3,4 млн. абонентов или же 18,7% семей Украины. Такие данные в отчете за прошедший год приводит Государственная администрация связи.
Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в администрации, с 2009 года наземное цифровое вещание стандарта DVB-T пакета из 10 программ начато в Киевской и Житомирской областях. На начало декабря 2009 года территория всей Одесской области покрыта сигналом цифрового наземного телевидения.
Напомним, что по сообщению заместителя Министра транспорта и связи, главы Государственной администрации связи Николая Гончара, в ближайшее время цифровое эфирное телевидение заработает еще в 9 областях Украины.
По его данным, трансляция цифрового вещания в экспериментальном режиме охватит почти треть населения Украины. Сегодня в режиме готовности к экспериментальному многоканальному цифровому вещанию находятся Винница, Днепропетровск, Запорожье, Львов, Николаев, Симферополь, Тернополь, Ужгород и Чернигов.