QR-код адреса статьи


Зомбоящик: секреты телевизионного оболванивания

Зомбоящик: секреты телевизионного оболванивания


Зомбоящик: секреты телевизионного оболванивания


Недавно в нашем провинциальном городе прошла несколько необычная для нас акция. Горожан призывали придти на площадь и поучаствовать в митинге поддержки какого-то телеканала, который якобы репрессирует и закрывает «злочинна влада». Реакция моих земляков оказалась весьма занимательной и, пожалуй даже, неожиданной.

Слухи о закрытии телеканала практически никого не расстроили – кроме нескольких сторонников оппозиции. Подавляющее большинство искренне недоумевало, чем же этот телеканал отличается от двух десятков таких же. Очень многие даже не догадывались о его существовании. Немало людей вообще включают телевизор только ради Дискавери, MTV и спортивных каналов. И, что самое интересное, в ходе моего оживленного общения с народом по теме телевидения, я обнаружил резко усилившуюся тенденцию полного отказа от ТВ. Если еще пару лет назад кабель из своего «зомбоящика» навсегда выдергивали лишь чудаки-одиночки, то теперь это стало модной тенденцией, так же как и отказ от курения.

«А что там смотреть?» - аргументировали они своё решение. Действительно, что?

Переключая каналы

Рабочий день наших дедов начинался с заводского гудка. Наших родителей поднимал с кровати в 6 утра заунывный гимн УССР, действовавший на психику лучше всякого будильника. А мы просыпались с музыкой включившегося по таймеру телевизора.

Программы типа «Доброго утра», расплодившиеся на отечественном телевидении ещё в начале 90-х, стали неизменным атрибутом большинства телеканалов. Время между 5 и 8 часами утра - самое дорогое в телеэфире первой половины дня, потому что в это время телевизоры включает вся проснувшаяся страна. В это время зависимые от телевидения «наркоманы» получают свою утреннюю дозу видеоклипов, вчерашних новостей и рекламы. Вот уже двадцать лет, как этой смесью нас пытаются зарядить хорошим настроением на целый день. По крайней мере, нас в этом уверяют.

Впрочем, чистя зубы и готовя завтрак, мы можем выбрать «стонадцатую» серию мультфильма про Бэтмена-кукарачу, посмотреть повторение вчерашнего эпизода мыльной оперы о вышедшей из тайги Золушке или внимательно следить за тем, как вымышленные «знатоки» расследуют вымышленные преступления. Хочется реальности? Включите одну из хроник автомобильных катастроф! Правда, о хорошем настроении по дороге на работу придется позабыть. Так что уж лучше кукарача!

Вот так не менее половины населения страны выходит утром из дома с головой, полной кукарач. Ведя за руку детей, которые уже загрузили свой юный мозг новую порцию анеме. Интересно, это связано с эпидемией утреннего склероза, царящей в нашем обществе вот уже который год (забывают кошельки, документы, зонты, планы на день, вчерашние уроки, забывают даже куда они идут) или же это просто совпадение?

А пока одна половина страны трудится и учится, вторая остается дома, чтобы смотреть дневной блок программ для домохозяек, безработных и пенсионеров. Он существенно отличается от утреннего: меньше клипов и мультфильмов, больше рекламы (включая т. н. телемагазины) и масса «познавательных» передач потребительского характера. Всё это явно преследует цель усадить перед экранами потенциальных покупателей товаров и услуг – и популярно внушить им, что и где нужно приобретать.

От этого не спрятаться. Коммивояжеры и дистрибютеры проходят в ваш дом не через двери, а через экран телевизора. Купите чудо-тёрку, попробуйте новый стиральный порошок, возьмите в кредит универсальную печь и непременно съездите на отдых в Эмираты! Вам ребенок всё ещё не говорит по-английски? Тогда немедленно закажите диск с программой «Языки за неделю» всего за 199,90! И напрасно вы будете давить на пульт, переключая каналы: реклама, реклама, телемагазин, реклама, программа про колбасу, реклама, советы для мам-покупательниц, реклама, телемагазин, обзор южных курортов, реклама…

К рекламе можно отнести и дневные политические, исторические и экономические передачи. Поскольку они рекламируют власть и определенные политические круги. Одни из них уверяют зрителей, что в Украине уже наступило «покращення». Посмотрим на их названия: «Путь к успеху – Евро-2012», «Морская держава», «Украина деловая», «Дорога в Европу», «Правительство на связи с общественностью» и т.д. Другие активно формируют у зрителей «национальную идею», но только в понимании национал-патриотов. Отсюда масса повторяющихся программ о «козацкой державе», голодоморе, сталинских репрессиях, расстрелянных кобзарях и забитых прикладами лепщиков свистулек.

Это даже не реклама, а какое-то поедание мозгов! Опять же, совпадение ли, что самыми недалекими избирателями являются именно домохозяйки и пенсионеры, то есть постоянная зрительская аудитория этого телевизионного хлама?

Но в деле поглощения серого вещества ничто не сравнится с вечерним блоком программ, предназначенным для самой широкой аудитории. Для людей, у которых в течение дня накопились проблемы, вопросы, эмоции. Для мужчин, которые приходят домой с работы, бурча «да в гробу я их видал!» - и встречают там жен, ворчащих «ты представляешь, что эти козлы придумали!». Добавьте сюда детей с их обостренным восприятием любой несправедливости этой жизни – и стариков, отчаявшихся нормально пожить хоть перед смертью. Это же просто гремучая смесь!

И вот как раз погасить все эти эмоции может вечерний телевизионный блок, имеющий уже развлекательное направление. Больше сериалов, больше фильмов и ток-шоу. Именно вечером проводят трансляции матчей и заездов. И это не случайно: ещё в Древнем Риме настроение толпы римского «пипла» искусно поднимали зрелищами – причем, тупыми. Игры гладиаторов, состязания спортсменов, казни преступников, цирковые представления и прочие шоу. Увлекающие, отвлекающие внимание, заставляющие людей думать не о том, кто виноват и что делать, а том, кто из гладиаторов сильнее и победит ли Клавдий в следующем забеге Марция и Луция.

Телевидение куда круче Колизея. Телевидение может развлекать «пипл» самыми разными фильмами, трансляциями судебных заседаний, спорами политиков, телепутешествиями по планете, шокирующими сенсациями и увлекательным подглядыванием за чужими отношениями в шоу типа «Дом». За два-три часа вечернего эфира эмоции стихают, их причина забывается, мозг размягчается, зрачки расширяются, и всё внимание полностью переключается на голубой экран. Или, как его справедливо называют, «зомбоящик».

Зачем нужна халтура?

Многие возмущаются, что на телевидении стало много насилия и секса – и мало доброты и смеха. Мол, в этом-то и вся проблема общества! Но они не правы. На ТВ достаточно широко представлены все жанры: не только боевики и ужастики, но и комедии с мелодрамами. Причем, последних в разы больше. Но дело отнюдь не в жанре, а в качестве телевизионной пищи.

Если вы полагаете, что большинство показываемых по ТВ фильмов и сериалов являют собою откровенную тупость и бездарность, то вы будете совершенно правы. Но вы будете весьма удивлены, если узнаете, что телеканалы специально ставят в эфир эту бездарность – а продюсеры специально её снимают.

Люди, которые серьезно занимаются написанием книг или сценариев, прекрасно осведомлены о требованиях по сюжету, которые выдвигают издатели и киностудии. Например, к сценарию отечественного криминального сериала выдвигаются такие требования: главный герой должен быть действующим или бывшим военным (сотрудником органов), владеть рукопашным боем, быть несправедливо обиженным бандитами или коррупционерами, встретить главную героиню, которая сначала «запуталась в жизни», а потом узрела путь исправления и счастья. И т.д. и т.п. Если сценарий не будет соответствовать требованиям, его просто забракуют на стадии чтения синопсиса (краткого содержания) и сценарист ничего не заработает. Поэтому сценаристы пишут то, что им заказывают, а мы смотрим то, что эти заказчики нам показывают.

Но сценарии пишут не только к художественным, но и к документальным фильмам, а также практически ко всем передачам. И если в цикле «Совершенно секретно» телезрителей регулярно пугают то армагеддоном, то вторжением инопланетян, то разжижением мозга от излучения мобильного телефона – так это только потому, что данный цикл передач имеет установку наводить на зрителей страх. Вот создатели и стараются, стращают – и порою так увлекаются, что просто несут откровенную антинаучную и псевдоисторическую ахинею. Впрочем, большинство зрителей этого не замечают, и искренне верят в эти страшилки.

Свой сценарий имеют и идущие в прямом эфире ток-шоу. Да, они нередко отклоняются от своего сценария (в той или иной мере), но он всегда существует. И в нём всё четко расписано: кто будет говорить, о чем говорить, сколько минут говорить, когда хлопать аудитории, когда ведущий должен будет сказать свой заранее написанный заключительный вывод. Собственно, удерживание шоу в рамках сценария и является основной работой ведущего (часто он же и режиссер), который заранее продумывает, кого стоит на него приглашать. На шоу стараются не приглашать людей, которые могут выйти слишком далеко на рамки дозволенного – в том числе наговорить лишнего.

В то же время многие скандалы, ляпы и смешные нелепости были задуманы, для придания шоу большего интереса. И речь идет не только об отечественных политических ток-шоу. Например, популярное шоу «Американский идол» специально приглашает в студию, помимо юных талантов, откровенных бездарей и даунов – чтобы повеселить публику.

Так же, как существует сценарий передачи, есть и сценарий всего блока телевещания, утверждаемый главными редакторами программ телеканала. Там тоже всё предусмотрено: что показывать, когда показывать, для кого показывать.

Могли бы сценаристы написать сценарии более умных, интеллектуальных, более серьезных и актуальных фильмов и передач? Да запросто! Причем, написать и снять их будет ничуть не сложнее, чем нынешнюю чушь. И редакторы могли бы включать в программы больше хорошего кино, полезных познавательных передач, можно было бы устраивать ток-шоу не с клоунами, а с умными серьезными людьми, говорящими на острые темы. Но этого не делают. Почему?

На этот вопрос есть два ответа. Первый – классическая теория заговора, на этот раз заговора «элиты» с целью удержания в узде «пипла» (биомассы). Помнится, в 70-х годах на Западе один из экс-президентов заявил: мы должны быть благодарны телевидению за то, что оно убрало людей с улиц и заперло их по своим домам! Однако просто рассадить людей по диванам мало, нужно еще и отучить их думать.

Чем более примитивно и ветрено будет мышление масс, тем более проще ими будет управлять. Люди, мысли которых заняты покемонами и Маргошами, которые увлечены персонажами «Дома-2» и восхищаются «Фабрикой звезд», которые считают вершиной политики «Свободу слова» - эти люди в принципе не способны на самостоятельную организацию и сопротивление «элите».

Второй ответ обычно дает сама «элита»: каков спрос – таково и предложение, широкие массы не желают морочить себе головы философией и находят неинтересным высокое искусство, предпочитая простую и понятную «народную культуру». Мол, даже в старину простолюдины любили смотреть на уличные драки, ходили на представления дешевых бродячих балаганов, подглядывали за копейку в дырочку и с восхищением рассматривали лубочные картинки о житие принцесс и королевичей. Именно поэтому, к примеру, шедевры современного кинематографа, высоко оцененные критиками, приваливаются в прокате – зато огромные сборы дают совершенно глупые комедии и триллеры.

Но с другой стороны, мы имеем пример Совестного Союза. В котором была почти реализована мечта Ленина донести высокое искусство и научную мысль до мозгов широких масс. Довести её до конца не удалось, однако в начале 80-х (перед кризисом) СССР являлся одной из самых интеллектуально и культурно развитых стран мира – с чем соглашался даже Запад. Поэтому правильным будет согласиться с мнением, что люди становятся теми, кем их пытаются сделать.

Да чего там витийствовать – всё давно было ярко показано в комедии «Человек с бульвара Капуцинов»!

Новое поколение выбирает…

Однако пока одни пытаются защищать телевидение, а другие его критикуют, оно медленно вымирает – не выдерживая конкуренции с интернетом. Пройдет какое-то время и ТВ постигнет судьба печатных изданий: от телеканалов останутся лишь сайты, на которых размещаются профессионально сделанные новости, передачи, а также снятые этими компаниями фильмы. Интересно – заходи и смотри в любое удобное время, с возможностью нажать паузу или перемотать обратно. Что является одним из бесспорных преимуществ интернета пред эфирным ТВ.

Еще одним можно назвать более широкий (на много порядков) выбор информации (текстовая, видео, аудио) сосредоточенной в одном ресурсе – а главное, отсутствие назойливой рекламы, прерывающей ваш любимый фильм или передачу каждые полчаса (на добрые полчаса). Дело в том, что сама концепция телевидения не позволяет иную форму размещения рекламы, а вот в интернете есть разные варианты.

Но, пожалуй, самым важным преимуществом всемирной паутины на сегодня является её доступность не только для скачивания, но и для размещения информации. Это позволяет пользователям интернета совершать обмен информацией – в том числе объявлениями, заявлениями, новостями, своими работами, фото и видео – в отличие от телезрителей, которые являются лишь потребителями той информации, которую выдают доступные им телеканалы.

То есть информационную политику на ТВ формируют исключительно телеканалы (и те, кто их контролируют), и телезритель находится в этой клетке, размеры которой зависят от числа принимаемых программ. Информационную политику интернета формируют сотни миллионов его пользователей. По сути, интернет реализовал давнишнюю мечту об «общественном телевидении», только в еще более лучшем варианте. Неудивительно, что всё больше людей уходят с ТВ-эфира в дебри интернета, отключая затем ставшее уже ненужным кабельное.

Вот только далеко не все рады таким возможностям, открывшимся перед широкими массами. И речь не только о телеканалах, которые отнюдь не рады наметившейся тенденции к потере зрительской аудитории. Речь о «элите», которой отнюдь не хочется терять свой контроль над мыслями этих самых масс. Было бы наивным отрицать, что уже сейчас она работает над вопросом, как взять под свой контроль интернет – и вернуть под свой контроль наши мозги…

Виктор Дяченко

from-ua.com


amp страница
Вернуться назад