Global Xpress на низком старте
Уже летом 2013 года компания Inmarsat выведет на орбиту первый из трех спутников новой ШПД-сети Global Xpress. Этот космический аппарат, в частности, будет охватывать и территорию России, а услуги через него будут доступны в начале 2014 года. О том, чего нужно ожидать от новой спутниковой группировки, в интервью главному редактору журнала "Стандарт" Леониду Конику рассказал вице-президент по коммерции Inmarsat Global Xpress Микеле Франчи.
- Что представляет собой система Global Xpress?
- Это первая в мире глобальная спутниковая сеть сверхскоростного широкополосного доступа, которую создает Inmarsat. Она базируется на трех геостационарных спутниках нового поколения – Inmarsat-5 производства Boeing Satellite Systems, – которые будут работать в Ка-диапазоне. Сеть Global Xpress сможет обеспечить пользователю скорость доступа до 50 Мбит/с в любой точке земного шара, причем от одного оператора. Услуга будет доступна при помощи компактных терминалов спутниковой связи и за гораздо меньшие деньги, чем VSAT-сервисы.
- Когда услуги Global Xpress будут доступны и каковы планы Inmarsat по их доходности?
- Запуск первого спутника серии Inmarsat-5 запланирован на конец лета 2013 года, а в начале 2014 года мы предполагаем начать его коммерческую эксплуатацию. Мы называем его спутником Индийского океана: в его зону охвата попадают Европа (включая Россию), Ближний Восток, Африка и Азия. Вывод на орбиту еще двух спутников и создание глобального покрытия мы запланировали на 2014 год, и к концу года система заработает в глобальном масштабе. Каждый спутник будет располагать 89 лучами с фиксированной зоной охвата и еще восемью перенацеливаемыми. Вся сеть Global Xpress будет управляться через три станции сопряжения (еще три хаба созданы в качестве резервных). В частности, станция сопряжения, управляющая спутником Индийского океана, размещена в Фучино (Италия).
Все три аппарата будут запущены с космодрома Байконур на ракетах-носителях "Протон" (оператором пуска выступает компания International Launch Services).
Общая стоимость инвестиционной программы Global Xpress составит $1,2 млрд в течение четырех с половиной лет. Благодаря Global Xpress мы сможем предложить услуги пользователям VSAT, а годовой объем этого рынка в мировом масштабе превышает $1,9 млрд. Через пять лет после развертывания системы Inmarsat планирует зарабатывать на ней $500 млн в год. Заявленный производителем срок службы спутников Inmarsat-5 – 15 лет.
- В октябре 2012 года Inmarsat и Cisco сообщили о создании альянса, целью которого является продвижение услуг в широкополосной сети Global Xpress. В чем суть этого партнерства?
- Маршрутизатор, разработанный компанией Cisco для сети Global Xpress, – уникальный элемент системы, создающий сеть доступа на базе IP-протокола. Интернет-провайдеры получат доступ через сеть Global Xpress к другим наземным терминалам по IP. Cisco – первый из вендоров, осознавший важность прозрачности спутников для IP.
Вторая часть партнерства с Cisco – поставка спутниковой платформы доставки приложений. Она позволит нам и сторонним разработчикам работать по принципу App Store. Мы намерены создать среду наподобие iTunes, которая даст возможность загружать контент в самолете или на корабле. Мы будем предоставлять дополнительные услуги реселлерам (value added resellers, VARs), а они – конечным пользователям.
- Есть ли у Global Xpress целевые группы клиентов?
- Терминалы Global Xpress будут трех типов – фиксированные на подвижных платформах, переносимые и фиксированные, поэтому они в равной степени подойдут для пользователей на земле, на море и в воздухе. Эти терминалы смогут дать интернет-соединение для смартфонов, планшетных компьютеров и ноутбуков.
Для большей надежности Global Xpress будет поддерживаться стандартными ШПД-сервисами на базе космических аппаратов Inmarsat-4. А для наших традиционных морских пользователей мы сможем совместить ее с привычными для них услугами в L-диапазоне. Так что это будет единственная в своем роде мультидиапазонная спутниковая сеть.
- Услуги Global Xpress тоже будут едины для всех групп клиентов?
- Нет, они будут различаться в зависимости от рынка. Для морских клиентов и навигации мы предложим подписку на услугу, полностью управляемую нашей компанией. Для реселлеров уровней Tier 1 и Tier 2 будет оптовая модель. Global Xpress будет также продвигать услуги для наземных корпоративных сетей (на принципах совместного использования емкости несколькими сетями). Нашим традиционным рынком является связь на море и в воздухе, а также мобильность на суше, но с помощью Global Xpress мы намерены конкурировать и в сфере фиксированного ШПД.
- Компании Eutelsat, Hughes и Viasat предлагают услуги спутниковой связи в Ка-диапазоне прежде всего частным пользователям. Ориентируется ли на частный сектор Global Xpress?
- Мы адресуем услуги Global Xpress сектору В2В, а не конечным пользователям, хотя и ожидаем подключения некоторого их количества. Конкуренция в массовом сегменте ШПД крайне высока, и спутниковым операторам трудно конкурировать с наземными кабельными сетями.
Мы хотим сместить акцент с массового сегмента на правительственный, который проявляет огромную заинтересованность в Ка-диапазоне. Если говорить о военных заказчиках, то у них в первую очередь существует потребность в услугах спутниковой связи (в терминалах на передвижных платформах, например, для управления беспилотными летательными аппаратами – дронами). При этом создание космических аппаратов становится все дороже, а оборонные бюджеты во многих странах сокращаются, поэтому военные все больше готовы пользоваться услугами операторов спутниковой связи, а не запускать собственные спутники. Специально для военных заказчиков в Global Xpress будет защищенная подсистема (именно это стало одной из главных причин выбора компании Boeing Satellite Systems в качестве производителя спутников).
- Компания O3b, инвестором который выступает SES, также планирует предложить глобальную услугу в диапазоне Ка. Видите ли вы в ней конкурента?
- Прежде всего, O3b будет пропагандировать Ка-диапазон, что на руку и нам. При этом в сети O3b всего 60 лучей (хоть и перенацеливаемых), поэтому ее услуги будут скорее ориентированы на создание магистральных каналов. Тем более что спутники O3b находятся на средней околоземной орбите, вращаясь вокруг Земли, то есть для работы через них требуется дорогостоящая следящая антенна.
- Кто будет производить абонентские терминалы для Global Xpress?
- Этим займутся множество фирм, включая традиционных партнеров Inmarsat: Sea Tel, JRC, Paradigm Communications, Skyware Global, L-3 Global Communications Solutions, Thrane & Thrane, Honeywell и др. Терминалы от всех вендоров будут доступны для приобретения к концу 2014 года.
- Является ли Global Xpress отдельным юридическим лицом?
- Нет, это просто подразделение компании Inmarsat plc, наподобие Inmarsat Maritime. При этом Global Xpress имеет отдельный офис, который разместился в Швейцарии, – это как бы подчеркивает, что мы отделены от традиционного бизнеса Inmarsat и ориентированы на новые рынки. Мы располагаем отдельной командой, которая сфокусирована на решении задач именно Global Xpress. К тому же Швейцария является вотчиной мирового авиационного бизнеса: там находится штаб-квартира SITA, завод Honeywell и другие предприятия, важные для этой отрасли.
- Предпринимает ли уже Global Xpress какие-либо действия в России?
- Мы находимся в процессе создания каналов дистрибуции на российском рынке, но пока не заключили никаких договоров с какими-либо партнерами. Кроме того, мы уже продаем здесь через посредников услуги ШПД в L-диапазоне, одним из клиентов по ним стал "Аэрофлот". Благодаря огромной территории Россия станет важным рынком для развития услуг в Ка-диапазоне, прежде всего для корпоративных сетей связи. И Global Xpress может стать хорошим партнером для российских операторов. Сотрудников Global Xpress, работающих в вашей стране, пока нет: мы еще присматриваемся к этому рынку и изучаем его.