Оператор спутникового телевидения Viasat, отключивший Первый Балтийский канал и РЕН Балтия, обещает вернуть каналы в свой вещательный пакет, но на самом деле переговоры заморожены.
1 апреля 2010 года Viasat по своей инициативе прекратил ретрансляцию таких популярных телевизионных каналов, как Первый Балтийский канал (ПБК), РЕН Балтия и РТР-Планета Балтик. Вместо балтийской версии канала РТР-Планета сейчас транслируется его международная версия. Эти события вызвали огромный резонанс среди русскоязычной аудитории. delfi.ee предоставил возможность высказаться всем причастным сторонам.
Как в любом споре, здесь имеются несколько вовлеченных сторон, мнения которых различаются. На вопросы отвечают:
- руководитель латвийского бюро Viasat Валтс Эрмансонс,
- представитель дистрибьютора упомянутых каналов в странах Балтии – Балтийского союза авторов и вещателей (BALL) – Айн Соосаар,
- исполнительный директор медиахолдинга Baltic Media Alliance (BMA), в который входят эти каналы, Иварс Белте.
Кто нажал на кнопку отключения каналов?
– Компания Viasat прекратила ретрансляцию нескольких российских каналов, что вызвало большую реакцию жителей. Почему был прекращен показ рейтинговых программ?
В. Эрмансонс (Viasat): – Трансляция ПБК, РЕН и балтийской версии РТР-Планета прекращена в связи с тем, что стороны не смогли договориться о цене. Вместо того чтобы во время кризиса уменьшить цену, BALL запросил за пакет каналов цену, превышающую разумные пределы. Мы посчитали, что удорожание не принесет пользу нашим зрителям.
А. Соосаар (BALL): – В нашем распоряжении имеется вся переписка с Viasat. В 2009 году этот оператор покупал для своих телезрителей три канала по очень льготным ценам. В этом году пакет каналов расширился за счет введения в него балтийской версии РТР-Планеты. После первых переговоров подготовленное нами ценовое предложение было составлено так, что в пересчете на один канал Viasat даже выиграл в цене!
И. Белте (BMA): – Мы считаем, что Viasat прекратил переговоры не из-за цены. Как известно, Viasat является частью медиагруппы Modern Times Group MTG AB, в которую входят и наши прямые конкуренты на балтийском рекламном рынке – телевизионные каналы TV3 и 3+. То есть прекращение переговоров – это стратегическое решение данной кампании, в основе которого лежит конкурентная борьба.
Поиск альтернативных каналов
– Какова перспектива переговоров? У Viasat вообще есть интерес к этим российским каналам?
И. Белте (BMA): – Нежелание Viasat продолжить переговоры и их действия по поиску альтернативных каналов ПБК, РЕН (а в скором будущем – РТР-Планете) свидетельствуют о том, что эта компания делает все, чтобы упомянутые каналы на платформе этого оператора отсутствовали.
РТР-Планета тоже пропадет?
– Чем объяснить обвинения в адрес Viasat, касающиеся трансляции РТР-Планета – якобы вы вещаете его незаконно?
А. Соосаар (BALL): – В нашем распоряжении имеется официальное письмо, которое Viasat получил от российской дирекции телеканала РТР-Планета. В нем говорится о необходимости вещать только балтийскую версию, предоставляемую BALL. То есть Viasat знал, что начал транслировать нелегитимную версию канала. Более того, с прошлого года юридическая служба все той же российской дирекции канала просила оператора внести в договор от 2007 года поправки касательно технических параметров приема сигнала. Viasat практически игнорирует эту просьбу до сегодняшнего дня. Поэтому у российской телекомпании не осталось иного выхода, как 31 марта 2010 года написать оператору официальное письмо о досрочном расторжении договора. Но ни в одном своем выступлении представители Viasat ни словом не обмолвились о том, что в связи с расторжением договора 1 июля с экрана исчезнет и та нелегитимная версия канала РТР-Планета, которая сейчас ретранслируется.
И. Белте (BMA): – На данный момент существуют два мнения о легитимности версии РТР-Планета. То, на чей стороне правда, определят компетентные институции. BMA больше волнует то, что абоненты стали заложниками этой ситуации и к их нуждам относятся так высокомерно.
Денежный вопрос
– Это большая телевизионная политика, которая зрителям не так интересна. Их больше волнует другое: вот сейчас Viasat не транслирует ряд каналов, а деньги берет.
В. Эрмансонс (Viasat): – Да. Но мы не транслируем только два канала. По Закону о защите прав потребителей и договору с нашими абонентами, клиенты могут запрашивать компенсацию в случае, если мы выключим или поменяем больше 15% от общего числа каналов. Мы этот порог не превысили. Но мы стараемся найти индивидуальные решения с каждым клиентом.
Когда вернутся каналы?
– На сайте Viasat до сих пор находится информация о каналах, которые вы не транслируете. Почему, ведь это вводит потребителей в заблуждение?
В. Эрнансонс (Viasat): – Вы имеете в виду ПБК и РЕН ТВ? Мы специально оставили эти позиции в листе каналов, поскольку переговоры не прекращаются, и мы надеемся, что вопрос в ближайшем будущем решится.
А. Соосаар (BALL): – К нашему глубокому сожалению, никаких переговоров между BALL и Viasat сейчас не происходит. Полный вакуум уже месяц. Viasat, со слов г-на Эрмансонса, занял выжидательную позицию… Открытым остается вопрос: почему клиенты должны страдать от такой стратегии своего оператора? Тем не менее наше последнее предложение, которое мы озвучили в ходе телефонной конференции 31 марта этого года, остается в силе.