Что нового вводит проект?
Законопроект вводит некоторые общие правила:
- Всю цифровую связь (включая телефонную, беспроводной и проводной интернет-доступ) относят к сфере электронных коммуникаций.
- Согласно тексту проекта, электронные коммуникации — это передача и прием информации независимо от ее типа или вида, с помощью электронных коммуникационных сетей.
- Проект вводит принцип технологической нейтральности: по этому принципу, применение закона должно быть максимально независимым от технологий, которые используются. Закон не поощряет и не дискриминирует использование конкретных технологий и должен поддерживать конкуренцию на рынке.
- Пример для предыдущего пункта: такой принцип разрешает мобильным операторам использовать частоты, на которые они купили лицензии, для любой технологии связи.
- Государство признает интернет универсальной услугой, и должно обеспечивать к нему доступ в тех регионах, где сами операторы не смогли этого сделать.
В проекте много конкретных правил, которые касаются работы рынка:
Штрафы за спам. Ст. 123 проекта вводит обязательное предварительное соглашение абонента получать информацию и обязательную возможность отказаться от рассылки в каждом сообщении. Штрафы за нежелательные рассылки — от 1700 до 8500 грн.
Возможность покупать телеком-услуги не в «пакетах». К примеру, если абонент хочет использовать только голосовые звонки, без интернета или SMS, у него должна быть возможность купить только минуты на голос (ст. 110, ч. 5).
Право знать о минимальной и максимальной скорости фиксированного или мобильного интернета, за который платит абонент. Ст. 108 предписывает телеком-компаниям сообщать о минимальной, средней и максимальной скорости подключения.
Право получать телеком-услуги анонимно (старая тема о с SIM-картах по паспорту), ст. 107, п. 5.
Для операторов предусмотрена возможность разворачивать 5G-сети по упрощенной процедуре, и т.д.
А что с регулированием трафика?
Во время работы над проектом случился конфликт между некоторыми авторами и провайдерами. Дело в том, что одна из правок депутата Владимира Арьева меняла текст закона таким образом, что государство теоретически получало возможность регулировать интернет-трафик.
Что имеется в виду? В изначальном тексте проекта, в ст. 1 указано, что сфера действия этого закона (а значит, и государственное регулирование) не распространяется на:
Правка депутата Арьева изымала этот пункт из проекта закона. Однако, судя по таблице правок от 30 сентября 2020 года, эту правку не внесли. А значит, госорганам не дают права регулировать интернет-трафик.
Как проект оценивают юристы
Для AIN.UA проект прокомментировал юрист ГО «Лаборатории цифровой безопасности» Максим Дворовой:
«В сфере цифровых прав, на предмет которой мы изучали этот проект, есть несколько важных новелл:
Включение в перечень универсальных услуг широкополосного доступа в интернет в фиксированном месте. При этом, скорость доступа должна обеспечивать пользователям возможность использовать ряд сервисов, от интернет-банкинга до видеосоединения. Государство берет на себя обязанность обеспечить такой доступ на отдельных территориях, если такая услуга не может быть там обеспечена на коммерческих условиях по конкурсной процедуре.
Вторая важная вещь касательно цифровых прав: законопроект устанавливает дополнительную гарантию того, что информация о предоставленных пользователям услугах может выдаваться только по решению суда и в порядке, определенном законом. Это создает дополнительную гарантию защиты того, что информация о нашем поведении в сети не попадет в руки правоохранительных органов иначе, чем через процедуры Уголовно-процессуального кодекса.
Третий важный момент: иммунитет поставщика услуг от содержимого информации, которая передается по сетям. Его синхронизировали с Законом «Об электронной коммерции», это устраняет риски привлечения поставщиков услуг (провайдеров и операторов — ред.) за контент, который распространяется в их сетях.
Из рискового: в тексте сохранена норма о внесении изменений в Закон «О борьбе с терроризмом», по которой Кабмину предоставляется полномочия устанавливать порядок временного ограничения услуг в районе проведения антитеррористической операции. Так правительство получает неограниченное право выключать доступ к сети под прикрытием АТО, например, во время массовых акций и протестов, которые будут расценены как террористические угрозы».