«Экспресс-АМ4» нашли на нерасчетной орбите. Сбой произошел во время работы разгонного блока
Пропавший вскоре после запуска с Байконура российский телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4» в выходные обнаружила система обнаружения и мониторинга Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD).
Аппарат отыскали на нерасчетной орбите с апогеем в 20,32 тыс. км над поверхностью Земли и перигеем в 1 тыс. км. Даже если бы спутник находился на такой орбите в полном здравии, использовать по прямому назначению его было бы сложно. До точки назначения на геостационарной орбите высотой 35 тыс. км данный космический аппарат на собственных двигателях дойти не смог бы. А так как «Экспресс-АМ4» не подает никаких признаков жизни, то и вопрос о его перепозиционировании неактуален.
В Роскосмосе пока воздерживаются от комментариев, предлагая дождаться заключений комиссии, созданной специально для расследования инцидента. Неофициально источник в космическом агентстве предположил, что о «гибели космического аппарата на этапе выведения» будет объявлено в понедельник.
— Хотя ясность наступила еще в субботу. У аппаратов подобного типа аккумуляторы разряжаются за сутки или немногим более. Если за это спутники не «оживают», не раскрывают солнечные батареи, то превращаются в кусок промерзшего металла и дальше уже ждать нечего, — говорит источник.
На создание спутника «Экспресс-АМ4» было потрачено 7,5 млрд рублей, плюс порядка 1 млрд рублей владелец аппарата — госпредприятие «Космическая связь» — потратила на страхование запуска и первого года эксплуатации аппарата.
По имеющейся информации о полете ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М» специалисты делают вывод, что сбой произошел на этапе работы разгонного блока. Соответственно, вина может быть возложена на его разработчика и производителя — Космический центр имени Хруничева. Однако собеседник «Известий» в Роскосмосе считает, что виновных в данной аварии могут не выявить вовсе.
— «Протон» с «Бризом» — самый популярный популярный набор для выведения в мире, — напоминает собеседник в Роскосмосе. — Признание проблем с разгонным блоком будет означать, что коммерческие запуски с его помощью нужно будет откладывать, а Россия может потерять деньги, которые зарабатывает на запусках.
Еще одной версией, проверяемой в настоящее время комиссией, является ошибка в расчете полетного задания, допущенная при подготовке старта. Так уже бывало: официально названной причиной аварии «Протона» с тремя спутниками «Глонасс М» 5 декабря прошлого года стала именно ошибка в расчетах, в результате которой в бак разгонного блока залили 1,5 т лишнего топлива.
В Центре имени Хруничева воздерживаются от официальных комментариев до завершения работы комиссии.
Если ошибок в расчетах не найдут, комиссия может не прийти к однозначному выводу о причинах аварии. Когда что-то случается во время работы разгонного блока, у наземных служб не всегда достаточно информации о его работе в каждый момент времени, потому что телеметрическая информация поступает с разгонника, только когда его «видят» наземные средства слежения. Когда же аппарат летит с обратной для нас стороны Земли, телеметрия не поступает. Если сбой происходит в момент, когда телеметрия не поступает, у комиссии нет оснований утверждать со стопроцентной уверенностью что именно там случилось. Именно так вышло с аварией при выведении спутника «Гео-ИК-2» в феврале этого года. Было понятно, что сбой произошел в время работы разгонного блока «Бриз КМ», но восстановить картину детально не удалось из-за нехватки данных. Поэтому выводы комиссии о причинах той аварии грешат неопределенностью.
— Моя версия случившегося — отказ системы управления разгонного блока из-за проблем с комплектующими, которые мы покупаем за рубежом, — говорит главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин. — Я не имею на сей счет достоверной информации, но предчувствие у меня именно такое.
Отказ систем из-за низкого качества комплектующих — давняя проблема российской космической промышленности. Проверка Генпрокуратуры в начале этого года показала, что четыре спутника системы ГЛОНАСС в 2009 году отказали, потому что в них поставили тайваньскую микросхему категории Industry. Чтобы приобрести комплектующие уровня Space для системы двойного назначения, нужно специальное разрешение Госдепартамента США, поскольку правами на эти схемы чаще всего владеют калифорнийские компании. За разрешениями в Госдепартамент наши разработчики обычно не обращаются: они либо изыскивают альтернативные методы покупки интересующих деталей, либо покупают что есть. Результат плачевен: за последние девять месяцев непосредственно при запусках Россия потеряла уже пятый космический аппарат.