Уже в этом месяце могут быть сняты последние ограничения на пути вступления России в ВТО, и есть вероятность, что это долгожданное событие наконец-то произойдет уже в середине декабря. Возникает вопрос: как будут себя чувствовать российские спутниковые операторы в новых условиях и изменятся ли их взаимоотношения с зарубежными коллегами?
С одной стороны, наши регуляторные органы пытаются закрыть рынок для иностранных операторов (несмотря на упрощенную систему использования зарубежных спутников, ни о каком их свободном выходе на наш рынок говорить нельзя), а с другой - российские спутниковые операторы вынуждены регулярно обращаться к зарубежным коллегам. Это делает и ГПКС, и "Газпром космические системы", а также операторы спутниковой связи, стремящиеся получить ресурс у западных компаний, таких как Intelsat, Eutelsat, SES, Turksat. Из последних примеров - обращение провайдера спутникового телевидения "Орион Экспресс" в компанию Intelsat с просьбой об эксплуатации спутника Horizons-2 в позиции 85,2 гр. в.д. В итоге Intelsat пошел навстречу и будет предоставлять "Ориону" 12 транспондеров в Ku-диапазоне для ТВ-вещания и построения VSAT-сетей.
Другой пример успешного взаимодействия - недавний контракт "Газпрома космические системы" и международного оператора SES о переводе спутника Astra 1F в позицию 55 гр. в.д. для предоставления услуг на территории России. Получилось так, что ГКС не успел запустить свой космический аппарат "Ямал-402", в связи с чем геостационарная точка 55 гр. в.д. для России могла пропасть. Фактически в этом случае SES подстраховал "Газком" до планируемого в ноябре 2012 года запуска "Ямал-402".
Если говорить о присутствии России на западном рынке, то пока в этом ключе можно рассматривать только сотрудничество ГПКС и французской компании Eutelsat. ГПКС входит в совет директоров Eutelsat и, соответственно, может влиять на принятие решений в части предоставления услуг спутников на российской территории, чем достаточно активно пользуется.
"Газпром космические системы" на такой уровень взаимодействия еще не вышел, зато активно участвует в международных выставках и имеет зону покрытия над Африкой и Европой.
Как мы видим, альянсы с иностранными операторами приносят преимущественно положительные результаты и обоюдную выгоду, а их более активное присутствие на нашем рынке позволит не только снять напряженность и снизить дефицит спутникового ресурса, но и даст возможность оперативно маневрировать ресурсом в случае чрезвычайных ситуаций. Например, неудачные запуски спутников можно будет подстраховать другими космическими аппаратами, и западная спутниковая группировка, имеющая по 50-100 бортов с возможностью их резервирования, в этом случае идеальный вариант.
Основное препятствие на пути проникновения зарубежных операторов в нашу страну - это попытка ограничить российский рынок и удержать существующий уровень цен. Ни для кого не секрет, что спутниковый ресурс за рубежом стоит намного дешевле, чем в России, и такая разница в цене с нашей стороны абсолютно ничем не мотивирована. Естественно, как только иностранные операторы придут на российский рынок, они будут устанавливать те цены, которые посчитают справедливыми.
Я предполагаю, что вступление в ВТО автоматически решит проблему "закрытости" российского рынка - мы будем вынуждены стать более открытыми по отношению к зарубежным операторам. Безусловно, это даст и снижение цен, и здоровую конкуренцию, но самое главное - обеспечит развитие всей космической отрасли, благодаря работе с новейшими западными технологиями и позволит нам сделать качественный скачок. Так что на вопрос быть или не быть России в ВТО со стороны спутникового оператора отвечу утвердительно - быть!
ОЛЕГ ВАТУЛИН, первый заместитель генерального директора ООО "РуСат" © ComNews