Цифровой конкурс и внедрение эфирной цифры спровоцировали активную дискуссию, судебные процессы и обвинения в адрес Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. О том, когда следует ожидать нового цифрового конкурса, изменятся ли правила получения частот и зачем нужна новая система символов для маркировки телепродукции «МедиаБизнесу» рассказала заместитель главы Нацсовета Лариса Мудрак.
- Какие тенденции телерынка в 2012 году Вы могли бы назвать?
Первая тенденция. Начато лицензирование IPTV. Это непростой процесс, который имел свои особенности. Мы не просто изучали техническую составляющую проблемы , но и вели переговоры с индустрией, представителями бизнеса , консультировались с медиа-экпертами. В конце прошлого года рынок определился. Теперь есть десяток игроков, которые занимаются IPTV. Заявки на этот вид лицензирования продолжают поступать. Но у нас оставалась проблема с мониторингом. Выдать лицензию – одна сторона процесса , а общаться с операторами IPTV с детальным анализом и пониманием ситуации - другое.
Вторая тенденция. Активная работа для создания национального проекта «умных символов» для маркировки всей телевизионной продукции для защиты детей. Работает межведомственная рабочая группа при участии телевизионщиков, международных экспертов, представителей индустрии. Институт социальной и политической психологии НАН Украины проводит по нашей просьбе исследования мнений родителей и детей относительно потенциально вредного влияния телевидения на детей. Особая благодарность проекту Совета Европы «Содействие европейским стандартам в украинской медийной среде». Представитель Президента Украины по защите прав детей Юрий Павленко стал соглавой нашей рабочей группы.
Третья тенденция. Детское вещание. Мы не добились больших успехов, хотя ведем еженедельный диалог с индустрией. Но все же! В цифровой сети появился украинский детский канал «Пиксель» (канал «Энтермюзик» переоформил свою программную концепцию в апреле этого года). На нескольких общенациональных каналах готовятся пилоты новых детских и семейных программ. В региональном вещании активнее начали работать детские студии. И кроме этого, вещатели не так интенсивно исключают из лицензий детское вещание.
Четвертая. И самая главная. Продолжается развитие цифрового вещания. Теперь европейские эксперты неотносят нас к 10-ке самых отсталых в цифровом контексте стран, как это было в 2010 году. Украина опаздывала как минимум на три года в выполнении взятых на себя еврообъязательств. Мы теперь уже посередине. Это тоже нужно считать общей победой.
Таков наш взнос в телезионные тенденции этого года . А в общем, телевидение, как и все мы, должно меняться, чувствовать новые вызовы времени и, как по мне, вместо популярно-развлекательного, вернуться к каждому зрителю и стать более чувственным и более разумным.
- «ТВі», «Эра», НАМ решили обжаловать результаты цифрового конкурса. Изменятся ли вовремя следующих конкурсов правила игры, чтобы недовольные смогли получить свои частоты хотя бы через несколько лет?
- Региональная специфика существует во всех странах. Во многих регионах Европы местное вещание существенно уменьшилось. Оно сократилось или укрупнилось путем слияния или объединения местных вещателей. У нас тоже есть такой пример . На Франковщине, например, семь телеорганизаций объединились и получили общую лицензию.Компании будут существовать, но их объединяет одно юрлицо. Мы думали об изменении условий, но с правовой точки зрения это невозможно - если уж первый конкурс прошел в определенных условиях, то мы не можем тепер их менять.
- А сколько времени ждать нового общенационального цифрового конкурса?
- В этом году продолжается работа по заполнению регионального мультиплекса MX-5. Украина должна отключить аналоговое эфирное вещание в 2015 году, но если заполнение всех мультиплексов и наполнение рынка сет-топ-боксами произойдет раньше, то и эта дата может приблизиться. Иностранный опыт свидетельствует, что только после окончательного внедрения провайдером цифры (а часто он один на всю страну), может начаться формирование цифрового дивиденда. И только тогда может идти речь о каком-либо освободившемся ресурсе. Опыт Франции указывает на то, что такое решение принимается на государственном уровне и не ранее чем через три года после окончательного внедрения цифры.
- То есть новый общенациональный цифровой конкурс пройдет не раньше 2018 года?
Речь о конкурсе не идет. Украина выполнила свои обязательства перед Евросоюзом. Главная задача Украины после освоения цифрового вещания – его развитие и качественное формирование освободившегося ресурса. Технологические изменения поройдут так быстро, что прогнозировать не просто. Кто три года назад мог предсказать о таком быстром росте интернет-технологий и их сильнейшем влиянии на развитие телевидения?
- Изменится ли рынок после перехода на цифру?
- Безусловно, изменится. Мы получаем улучшенное качество и равные условия для 28 общенациональных каналов. Но еще более существенное влияние на рынок окажет синергия телевидения и интернета.
- Не планирует ли Нацсовет принять участие в регулировании интернета?
- Нет. IPTV мы и так регулируем, потому что это, фактически, кабельное вещание. Я считаю, что в ближайшем будущем интернет в Европе стандартизируется и возможно регулирование сайтов ТВ-каналов, как части телеканала. На такого рода сайтах должны работать те же нормы продажи рекламы и законы о защите прав потребителя, что и на телевизионных каналах. Другим путем регулировать интернет невозможно. Лицензировать видео в интернете и регулировать его выкладывание в публичный доступ никто не сможет, потому что нет для этого механизма и технических возможностей. Но, конечно, страна, которая заботиться о своем будущем, должна разработать общие правила регистрации электронных СМИ.
- Вы сталкиваетесь с давлением?
- В 2010 году у нас была сокращена значительная часть финансирования. Можно, например, было бы, и назвать это давлением, но мы все понимаем экономическую ситуацию в Украине.
Мой опыт показывает, что если есть позиция и принципы, то всегда, в любой ситуации нужно и можно их отстаивать. На меня давить сложно. Поколение 90-х, к которому принадлежу и я, уже много сказало и еще скажет в формировании медиа-рынка этой страны. Самое серьезное давление на меня это самооценка и совесть.
- Для чего нужна система маркировки телепродукции, о которой Вы уже упоминали?
- Это не потребность Нацсовета. Это необходимо обществу. Учитывая мой 20-ти летний опыт в медиа, я считаю, что сегодня телевидение похоже на огромный супермаркет. В супермаркете можно сориентироваться, зная систему значков и маркировок. То же самое с ТВ - огромный выбор каналов, программ, фильмов. А мы имеем «треугольник», «кружок» и«квадрат» только во время трансляции фильмов. В Европе (и это требование Европейской директивы об аудиовизуальныхмедиа-услугах) все программы должны иметь соответствующую маркировку.Это, прежде всего, касается защиты детей. Очень важно размежевать возрастной ценз, чтобы и родители и дети понимали: какие программы им рекомендованы. Это так же должно влиять на размещение программ в сетке вещания. Однозначно, что неразрешенные для просмотра детьми до 18 лет программы, днем выходить в эфир не могут. Только после 23:00. Программы для семейного просмотра обозначаются специальным знаком «для всех». Такие программы должны транслироваться в вечернем прайме. Подобная система дает возможность не запрещать, не вводить экспертные оценки НЭК по морали, а самому зрителю разобраться, что лучше смотреть и в какое время.
- Это не только инициатива Нацсовета, но и требование ЕС?
- Такая рекомендация Европарламента Украине была дана еще в 2007 году. Без выполнения этого требования мы не сможем двигаться к стандартам Евросоюза. Перед вступлением в ЕС это должно быть обязательно сделано. У нас достаточно прочные связи с Нидерландским інститутом классификации аудиовизуальных медиа (NICAM). Это полугосударственная полумедийная организация, в которой 50 на 50 собраны чиновники и профессионалы СМИ. Они создали систему маркировки и ее сейчас активно адаптируют в мире. Например, если вы покупаете видеоигры, то на них есть отметка о желательном возрасте потребителя. Таким образом,родителям легче понять, стоит ли покупать это своим детям. Эту систему значков (на базе предварительно созданной телевизионной) создал тот самый Нидерландский институт. Мы можем, имея богатый иностранный опыт,создать свою украинскую систему маркировки. Свою, потому что Украина имеет свою ментальность, культуру.
- Какие успехи Нацсовета в деле стимулирования расширения вещания для детей?
- Сейчас продолжается очень непростое общение с телевизионными компаниями. Оно началось с того, что в прошлом году мы провели исследование и вынуждены были сделать достоянием общественности весьма неутешительную статистику. Украина пришла к самому низькому уровню детского вещания в Европе. До 8% общенационального производства детских программ. В то же время минимальным показателем является 15%.
- А есть хоть какие-то позитивные изменения?
- Есть, но, к сожалению, небольшие. В июне, ко Дню защиты детей, мы обнародуем аналитику. Первые сдвиги, которые я наблюдаю еженедельно, - телерадиокомпании прекратили закрывать детские программы. Раньше тенденция была такова,что это производство сокращалось на фоне кризиса. Традиционные объяснения вещателей звучат так: детские программы не прибыльные. В них нельзя ставить рекламу. Тут готова поспорить.
- Вы за то, что бы ставить рекламные блоки в детские программы?
- Я за золотую середину. Я против такого подхода: «Мы не делаем детских программ, потому что они не окупаются». Это как мантра. Ее постоянно,еженедельно повторяли на заседаниях Нацсовета. Детские программы длиннее 20-30 минут не бывают. Неужели и туда еще рекламу ставить? Спонсорство не запрещено в детских программах. Можно размещать рекламу в межпрограммных блоках. До и после. Это можно делать. В 2010 году наблюдалась тенденция, когда нам говорили: «Мы не можем 10-15 минутную программу делать для детей». Совсем недавно представитель одного регионального вещателя сказал: «Мы не нашли ведущих». А регион, поверьте, не маленький. Как это возможно? Сейчас эта тенденция минимизируется. Есть и другие проблемы. Мы не имеем четких жанровых обозначений. Нам показывают документальный фильм для семейного просмотра и называют его детской программой. На самом деле подобные дискуссии продолжаются годами и не только в Украине. Если нет четких определений (например, понятие, что является «детским вещанием») мы зачастую не можем применять санкции к нарушителям.