Для миллионов болельщиков «Евро-2012» спокойно умещается в размеры экранов телевизоров. Корреспондент «МН», проникнув в Варшаве в сердце телевизионного бизнеса УЕФА, познакомился с теми, чьими глазами мы смотрим на этот «Евро-2012», а заодно узнал, с какой скоростью летает над полем «камера-паук», кто самый богатый в мире футбольного телевидения, и почему на самом деле был прерван матч Украина – Франция.
Камер версии
В самом начале «Евро-2012», когда сборная России еще была интересна всем, на одной из ее предматчевых тренировок к Дику Адвокату прилетела знакомиться камера-паук. Адвокат насторожился. Камера тоже, и первой не выдержав дуэли взглядов, бочком от греха подальше полетела тестироваться дальше. Главный тренер сборной России провожая ее глазами, казалось, боролся с желанием догнать и почесать за ухом. Через неделю Дик Адвокат уехал с чемпионата Европы, а камера-паук осталась, чтобы стать одной из главных героинь трансляций «Евро-2012». Планы, снятые с нее, — главная телевизионная фишка нынешнего турнира.
«Спайдер-кам на футбольных турнирах так плотно не использовалась еще никогда, — рассказывает комментатор ВГТРК Роман Трушечкин. — Режиссеры стараются давать с нее все: и игроков, над которыми склонились доктора, и общую расстановку, и вообще какие угодно планы, как крупные, так и общие». В УЕФА, похоже, делали ставку на «паука» сознательно. В служебных материалах, которые раздаются бродкастерам (ТВ-компаниям, которым УЕФА продает телеправа), спайдер-кам идет под литерой «А» с вдохновенным рассказом о том, что взлетать она может на высоту 21 метр, а скорость ее передвижения достигает 30 км/ч.
Расположение камер на стадионах
УЕФА, впрочем, есть чем еще гордиться. Под литерой «В» идут камеры, установленные в углах ворот, благодаря которым и было четко видно, насколько была вопиющей ошибка арбитров, которые не засчитали чистый гол украинцев в матче с Англией. Впервые такие камеры на чемпионатах Европы появились только в 2008 году. После нынешнего скандала не исключено, что уже к «Евро-2016» при определении взятия ворот они приобретут официальный статус последней инстанции. Гордостью УЕФА являются так же высокоскоростные камеры, которые делают тысячу кадров в секунду, и с которых потом можно получить повтор любой замедленности.
Организаторы этого «Евро-2012» не поскупились и на вертолетную съемку. «Множество общих планов стадионов, - это еще одна особенность показа нынешнего чемпионата Европы, — продолжает Роман Трушечкин. — Видимо, дело в том, что все арены новые, и на многих из них используются специальные технологии подсветки фасадов. Когда режиссеры дают общий план, на котором в темноте мерцает и переливается стадион – это безумно красиво. Организаторы понимают это, и стараются всячески подчеркивать. Поэтому одними вертолетами они не ограничиваются: рядом с каждым стадионом смонтировала высоченная стрела, напоминающая подъемный кран. Оттуда тоже очень красивые виды».
Ухмылки, плевки и бабочки
Из новинок у УЕФА есть еще спаренные камеры для 3D съемки. Но они установлены в Киеве, и планируется, что 3D-трансляция будет вестись только с финала «Евро-2012». А вот группы телекамер, которые следят за перемещениями игроков, и в оперативном режиме знают, сколько километров пробежал тот или иной футболист, и выдают другую статистику и графику, есть на всех аренах. Доверие, впрочем, они вызывают не у всех. Технология отслеживания перемещений игроков еще не совершенна, и бывает, что система «включает Игнашевича»: во время столкновений путает футболистов, упускает «своего» игрока и начинает подсчитывать чужой километраж.
И, конечно же, организаторы трансляций стараются использовать давние наработки. «На этом чемпионате много очень удачных крупных планов, — говорит Трушечкин. — Болельщики, ухмылки, плевки… Вот буквально сейчас засняли, как во время штрафного удара с перекладины ворот взлетела бабочка, но это же надо было ее заметить и поймать в объектив! В крупных планах, правда, нет ничего особенно нового. Настоящий прорыв в телетрансляциях произошел на чемпионате мира 2006 года. Вот тогда появилась техника, позволяющая делать подобные вещи, и с тех пор идет совершенствование».
Немцы и спустя шесть лет являются главными действующими лицами в организации трансляций. На «Евро-2012» очень много немецких техников, а в Варшаве картинку обеспечивает известная компания «Studio Berlin». Но у немецких технарей начальники других национальностей: большинство режиссеров и продюсеров на «Евро-2012» — британцы, так что у всех нас сейчас английский взгляд на чемпионат Европы.
Центр управления
Попасть в бродкастерский центр очень сложно – УЕФА следит за секретностью главного источника своих доходов
Но на стадионах — только «глаза». Сердце и мозг всего телевизионного спрута находится на окраине Варшавы в огромных ангарах польского «Экспоцентра» и называется International broadcast centre (IBC). По сути своей это огромный телемаркет. Сюда приходит сигнал с арен, и здесь он распределяется между всеми теми, кто приобрел телеправа на «Евро-2012». Чтобы попасть сюда, нужна трехдневная переписка с Европейским футбольным союзом, крепкие нервы и покровительство девушки Полины, которая координирует на турнире деятельность ВГТРК. Но только оказавшись внутри IBC до конца осознаешь, насколько велика и могущественна корпорация УЕФА, если на нее работает система такой космической сложности.
При входе в самый главный ангар IBC стоит Кубок Европы. Наверняка копия, но полностью аутентичная, под толстым стеклом, и, похоже, что под сигнализацией. Прямо за Кубком, за стеклом не меньшей толщины, – центр управления всей этой махиной, с десятками мониторов разнообразной величины, кучей пультов и сотней техников. Примерно так в Голливуде принято изображать Космический центр управления полетами Хьюстона.
В «центре управления полетов» можно смотреть на футболистов во всех ракурсах, а обернувшись, оценить Кубок, за который они сражаются
Похожие центры управления, только значительно меньше, в соседнем ангаре есть у всех основных телевизионных партнеров УЕФА. Перемещаются между ними люди на специально предоставленных УЕФА самокатах. Всего у «Евро-2012» порядка двухсот бродкастеров, которые ведут трансляции чемпионата Европы в своих странах. Но только полтора десятка самых основных имеют свое представительство в IBC Варшавы.
Хлопотное дело
Подготовка к трансляции начинается еще за день до матча. На разминке с тренером и игроками знакомится не только спайдер-кам, но и все остальные. Перед глазами каждого оператора листы с портретами игроков и с краткими досье на них. Познакомиться надо успеть за 15 минут открытой части тренировки – после всех журналистов выгоняют, а трансляцию вырубают.
Особенно старательные девушки с хлопушками могут хлопать до 20 минут беспрерывно
За два часа до начала матча в центре стадиона Варшавы и на мониторах в аппаратной ВГТРК в IBC появляется улыбчивая девушка с киношной хлопушкой в руках. Это одна из стандартных процедур подготовки трансляции — звук от ее хлопков приходит раньше, чем изображение, и чтобы комментатор не орал «гол» прежде, чем мяч окажется в воротах, для голоса каждый раз выставляют задержку. Перед матчем Чехия – Португалия она составляла 135 миллисекунд. Комментаторы на своих местах появляются где-то за 45 минут до стартового свистка, чтобы проверить связь и успокоиться. Если матч начинается в 22.45, в 22.28 они уже в эфире. Блок рекламы, гимны – и дальше два с лишним часа работы (с учетом послематчевых интервью).
Все это время «в центрах управления полетов» в IBC следят за тем, чтобы все шло штатно, чтобы сигнал бесперебойно поднимался на спутник, и каждый из бродкастеров получал именно ту трансляцию, которую оплатил. Пока на «Евро-2012» случился только один форс-мажор, но зато глобальный. Мало кто знает, что матч Украина – Франция в Донецке был прерван не только потому, что дождь заливал газон «Донбасс Арены». Беспрецедентное решение было принято, в том числе и потому, что молния ударила рядом с передающей станцией, картинка стала рваться и распадаться на пиксели, а техникам грозила опасность. Трансляцию вынуждены были перервать, а матч без телевидения для УЕФА – это полтора часа бесполезной беготни.
Игры в ящиках
В IBC офисы телекомпаний снаружи отделаны деревом. Из-за этого ангар бродкастеров напоминает склад, набитый гигантскими ящиками. По их размерам можно понять, кто сейчас на футбольном рынке круче всех. «Аль-Джазира» - вне конкуренции. Арабы проводят агрессивную экспансию на футбольные рынки. Их 16 спортивных каналов имеют телеправа, кажется, на все что может двигаться с мячом по зеленому газону, а в IBC Варшавы «Аль-Джазира» выстроила громадную студию и свой собственный пресс-центр, который по размеру не уступает вроцлавскому.
Студия «Аль-Джазиры» ждет гостей
Сравнимая по размерам, декору и техническому оснащению студия на «Евро-2012» есть только у поляков, и то они оборудовали в своем собственном телецентре – в IBC это очень дорого. Все остальные бродкастеры довольствуются скромными мини-студиями: пара высоких табуретов, задник и нацеленная на все это хозяйство камера – вот и все, что может себе позволить, например, итальянский RAI, представляющий страну, которая сходит с ума по футболу.
В УЕФА маркетинг поставлен на высший уровень. Здесь готовы продавать не только «ящики» под студию, но и множество других услуг. Телевизионщикам можно заказать отдельные интервью с игроками или вывести канал для дополнительных повторов. Можно посадить второго комментатора у кромки поля, а можно поставить камеру прямо на основном комментаторском месте и показывать, как и с каким выражением лица Геннадий Орлов называет сборную России «Зенитом». Здесь, на «Евро-2012», кстати, комментаторские места представляют собой не привычные кабинки, а обычные открытые столы в ложе прессы, и ведущие ограждены от фанатов лишь тонкой цепочкой стюардов.
Такими темпами монетизации УЕФА скоро сориентируется, и ведет новую позицию в прайс — чесать за ухом «камеру-паука» каждую тренировку, но уже за дополнительную плату. И возможно, зря Дик Адвокат не воспользовался промоакцией.
Источник