Юлия Шахманова
директор по контенту "Триколор ТВ"
Что такое хороший нишевой телеканал? Это телеканал, созданный для определенной группы людей с определенными интересами. Это телеканал с хорошим, качественным контентом, приправленным энтузиазмом его создателей (как правило, разделяющих интересы своих зрителей). Рецепт хорошего специализированного телеканала прост до очевидности. И при этом его очень легко испортить, особенно, когда "телеблюдо" пересолено корыстью главных идеологов телеканала. В итоге в одном котле начинают вариться закупной контент, телемагазины, рингтоны, викторины, и т.д. – все то, что, по мнению создателей, должно принести им прибыль. И хорошие, правильные идеи о создании небольшого нишевого телеканала очень быстро тают в этом котле.
Подчеркну, что, как правило, контент такими каналами не производится, а закупается у одних и тех же производителей (например, у крупнейших: BBC и HBO и пр.). Качественный контент стоит дорого, поэтому производители идут на "хитрость" – начинают крутить программы по второму, третьему кругу, добавляют вышеназванную "мишуру" (викторины и т.п.), мотивируя это тем, что "надо же как-то зарабатывать". У телеканала, в результате, начинает размываться тематика, в то время как потребителю постоянно нужна конкретная, новая информация. Он готов смотреть интересный контент, но не готов смотреть повторы одних и тех же программ, перемешанных с телевикторинами. В конце концов, если производитель и собирается делать вставки телемагазинов в сетку вещания, то пусть это будет какое-то незначительное включение, не по два-три часа! Если человек захочет купить чудо-швабру, то он самостоятельно переключит телевизор на специализированный телеканал.
Мы, как крупнейший российский оператор спутникового телевидения с одним из самых больших пакетов телепрограмм, столкнулись с тем, что на отечественном рынке мало качественных телевизионных продуктов. И дело не в количестве телеканалов - в России их порядка 300 (конечно, до Европы с ее тремя тысячами нам еще далеко). Дело в том, что владельцы телеканалов ставят себе цель не создать уникальный проект, а заработать "здесь и сейчас". А оператору неинтересно работать с псевдонишевым телеканалом, который, на самом деле, непонятно для кого предназначен.
Наверное, для таких каналов более правильно даже пробовать снимать сюжеты собственными силами, чем закупать их у зарубежных коллег. Очень показателен в этом смысле интернет-проект "+100500", контент которого состоит из нарезок любительских съемок, успешно перекочевавший из Сети на телеканал "Перец". Вот уж точно не скажешь, что у этих ребят было много денег на создание своей программы, ставшей уже очень популярной. Зато теперь и инвесторы найдутся – качественную вещь проще продавать, чем китайскую подделку.
Что же до разговоров типа "нам же нужно выживать", "к операторам как-то нужно попасть"... Я вас уверяю: операторы борются за абонентов, и хороший телеканал готовы даже дотировать, то есть брать на себя какие-то расходы, связанные с его вещанием в своих пакетах. Если абоненту оператора интересен телеканал - значит и оператору он важен. Для меня, например, ярким примером людей, правильно занявших позицию по поводу производства телеканала, стала команда создателей "OCEAN TV" - первого российского телеканала о Мировом океане. Это качественный контент, занявший определенную нишу. То же могу сказать и о "Нано ТВ". Да, и эти телеканалы не являются исключением по наличию неприятной рекламы, но они выравнивают свои позиции за счет контента.
Став интересным нишевым телеканалом, производитель в отдаленной перспективе получит значительно более весомый выигрыш, чем сиюминутные выгоды от телемагазинов и викторин. В дальнейшем к этому телеканалу будут обращаться крупные рекламодатели, и телеканал сможет заработать хорошие деньги. Одновременно с этим такой продукт будет хорошо дистрибьютироваться в сетях распространения ТВ-контента. Крупные операторы поддерживают данный подход к производству телеканалов и, как говорилось ранее, готовы всячески помогать таким телеканалам.