19 июля вошло в историю отечественного телевидения благодаря трансляции на весь мир Церемонии открытия Игр XXII Олимпиады в Москве. На экранах своих телевизоров игры Олимпиады-80 наблюдали 2,5 млрд. телезрителей. Для того, чтобы это стало возможным, в СССР была проведена поистине титаническая подготовительная работа, которая дала существенный импульс для развития телевидения в стране. Примечательно, что в прямых трансляциях с олимпийских соревнований принимали участие и архангельские телевизионщики.
Московская Олимпиада стала, пожалуй, одной из самых драматичных за всю историю олимпийского движения благодаря бойкоту, объявленному правительствами ряда ведущих государств мира, протестовавших таким образом против введения советских войск в Афганистан.
Помимо идеологического воздействия на умы мирового сообщества и отказа ряда ведущих спортсменов приехать в Москву, бойкот очень негативно повлиял и на надежды руководителей Гостелерадио получить «под Олимпиаду» новое современное импортное оборудование. Предполагалось, что компания-победитель, завоевавшая эксклюзивное право вести передачи из олимпийской Москвы на весь мир, предоставит ЦТ СССР телеоборудование на 25—30 млн. долларов. Но бойкот Игр не дал это сделать. Поэтому фактически все основное оборудование, использованное на Олимпиаде-80, было в основном, отечественного производства. Телевизионные студии и ПТС поставлял Шауляйский телевизионный завод, телевизионные камеры – Новгородский телевизионный завод, видеомагнитофоны – Новосибирский завод точного машиностроения. Мониторы – Александровский радиозавод. Звуковое оборудование было получено из Венгрии по кооперации в рамках СЭВ. Исключение было сделано только для уникальных видов телевизионного оборудования, которое не выпускалось в СССР и закупалось у ведущих зарубежных фирм.
К проведению трансляций XXII Олимпийских игр в Останкино был построен Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК) и Олимпийский коммутационный центр (ОКЦ). ОТРК был оборудован аппаратурой III-го поколения, за которую в 1982 году коллектив разработчиков был удостоен Государственной премии СССР .
Лучше всего о масштабах работ и задач, которые были выполнены перед Олимпиадой, говорят цифры статистики: на играх работали 300 телевизионных камер, 70 ПТС, 200 видеомагнитофонов, создавались 20 программ телевидения (7 для стран Евровидения, 7 для стран Интервидения, 6 для США, Канады, Японии, Австралии, Латинской Америки, Африки). Через геостационарные спутники связи передавались 14 программ, по наземным линиям связи передавались 6 программ.
Еще одна суперзадача, которую пришлось решать оперативно, состояла в организации прямых трансляций со спортивных арен. Для этого были привлечены 70 ПТС практически из всех областных центров и столиц союзных республик. Благодаря этому основная часть соревнований, проходивших на 29 спортивных сооружениях Москвы, транслировалась в прямом эфире по обеим программам ЦТ СССР, кроме того сигнал зарубежным телекомпаниям.
Сотрудникам архангельского телевидения досталась задача освещать соревнования на велотреке и на поле для стрельбы из лука. Руководителем группы была директор радиотелецентра Людмила Серафимовна Филиппова. Помимо штатных сотрудников ПТС к работе в Москве были привлечены и инженеры, ранее работавшие в студийном комплексе на стационарном оборудовании - Мансур Акрамович Салахутдинов, Маргарита Александровна Башилова , Александр Александрович Тарутин и многие другие. Благодаря их умению, навыкам и самоотдаче все плановые трансляции прошли без сбоев и получили заслуженно высокие оценки у руководства Гостелерадио СССР.
Пожалуй, лучшим образом роль значение телевидения при трансляции спортивных соревнований определил Леонид Таубе, первый заместитель руководителя производственно-технологического департамента ВГТРК (во время Олимпиады-80 он был техническим руководителем трансляции по телевидению и радио эстафеты Олимпийского огня по территории Советского Союза).
- Я считаю, что основной составляющей Олимпийских Игр является на самом деле не спорт, а телевизионное шоу. Я много раз бывал на Олимпийских Играх, проходящих в разных странах, в качестве специалиста телевидения и связи и хочу сказать следующее. Сколько людей может посмотреть Олимпийские Игры на стадионе? Капля в море! А сколько в мире телезрителей? Миллионы! И только при организации трансляции на весь мир этих событий начинаешь понимать, что Олимпиада - это телевизионное шоу, что на тебе лежит огромная ответственность, и тогда изо всех сил стараешься показать эти соревнования наиболее интересно и выигрышно!
Архангельский ОРТПЦ