Антон Белошапкин, руководитель отдела бизнес-коммуникаций «Триколор ТВ», считает, что популярность 3D идет на убыль, но технология все же найдет ограниченное применение.
Несколько лет назад в киноиндустрии появилась новая технология — 3D, которая затем была подхвачена телевидением. Тогда казалось, что это шаг в завтрашний день. Сегодня, когда всеобщий энтузиазм поутих, можно посмотреть спокойно на перспективы вещания в формате 3D.
Когда мы говорим о 3D, то в первую очередь, подразумеваем эффект объемного изображения, которое зритель видит на экране, надев специальные очки. Этот формат в свое время вызвал настоящий фурор среди любителей кинематографа. Сегодня, как правило, в кинотеатре один и тот же фильм идет параллельно в традиционном и в 3D-формате. В большинстве случаев зритель, который видел и тот, и другой вариант, не чувствует особой разницы (например, «Пиратов Карибского моря-4» он мог бы и не смотреть в 3D!). А взыскательная публика, жадная до инноваций, не увидит контента, в котором возможности 3D-формата были бы использованы «на всю катушку».
Выходит, на сегодняшний момент 3D так и не стало новой эрой в кино. Примерно такая же ситуация наблюдалась, когда только появились мощные компьютеры. Компьютерная графика стала новым словом в кинематографе. Мы наблюдали повальное увлечение фильмами, где она применялась. Мультфильмы с 3D-персонажами были очень популярны. Однако мода на них прошла, зрители отдают предпочтение анимационным лентам. А графика используется, в основном, в качестве спецэффектов. Безусловно, существует круг людей, которым нравится компьютерное 3D-моделирование, и они с удовольствием потребляют соответствующий контент. Но их не так уж много.
Все идет к тому, что та же ситуация повторится с 3D. Пока его показывают «на равных» с обычным кино, но весьма вероятно, что всего через пару лет тренд на съемку фильмов в 3D-формате пойдет на убыль. У 3D также останется свой круг любителей, но уж точно не стоит говорить о том, что этот формат вытеснит текущий. Время показало, что настоящим бестселлером может стать только тот контент, который сложно представить без 3D. Это продемонстрировал опыт «Аватара», действительно получившего серьезный процент просмотров «в очках». Как и любой другой технологический момент в кино, 3D-формат может быть эффективен, если будет грамотно дополнять сценарный план. Например, в фильме про дайверов и подводный мир с помощью «3D-шного» объема можно создать более гнетущую и давящую атмосферу. Но пока таких картин, где эффект используется подобающим образом, единицы.
Возвращаясь к телевещанию с контентом в формате 3D, скажу, что здесь ситуация значительно менее оптимистичная, даже чем в кино. Контента в этом формате — дорогом и технологически сложном в производстве — почти нет. Как показывает зарубежный опыт, 3DTV практически не востребовано широкой аудиторией. Безусловно, мировые лидеры рынка платного ТВ предлагают своим абонентам эту опцию — положение обязывает. К примеру, у американского Dish Network — всего пара фильмовых 3D-телеканалов. У британского BSkyB — только один телеканал, где ведутся трансляции футбольных матчей («Sky 3D»). Кстати, футбольные болельщики — одни из самых активных потребителей контента в формате 3D. Только большинство из них предпочитают не тратиться на дорогостоящее оборудование для просмотра 3DTV дома, а наслаждаются «объемным футболом» в специальных пабах или кинотеатрах. Небольшие операторы также пытаются развивать 3DTV. Например, в Латвии компания Izzi предлагает своим клиентам один-единственный телеканал — High TV. Осенью добавится второй. Показателен пример запуска проекта 3DTV в «высокотехнологичной» Японии. В этой маленькой стране, где очень высокий уровень жизни, дорогостоящий 3D-контент не нашел достаточного количества почитателей. Зрители фактически отвергли идею использования специальных очков для просмотра 3D и, наконец, их не устроил скудный выбор программ. В мире вообще мало интересного 3D-контента. Фактически — это нишевый продукт для небольшой аудитории.
В телеиндустрии 3D может найти применение в рекламе. Здесь он будет интересен за счет новизны и привлекательного формата. Существуют рекламные билборды и стенды в 3D, где не требуется никаких очков или дополнительных девайсов для просмотра контента. Опять же, работать эта технологическая «фишка» будет, пока она зрителям в новинку. Вряд ли распространение 3DTV не только в России, но и в мире — дело обозримого будущего. Для оператора платного ТВ это пока может быть только дополнительным сервисом, но не важной опцией. Чтобы эта технология действительно заработала, она должна измениться. Пока мы не видим предпосылок к этому.