Телевизоры вошли в нашу жизнь давно, вездесуще и, кажется, навсегда. Праздничные посиделки перед «зомбо-ящиком» стали темой не одного анекдота. А новостные выпуски в телеформате и сегодня не оставят никаких шансов ни одной, даже самой продвинутой радиостанции. Никаких чудес, все дело - в картинке. Яркое и динамичное изображение буквально завораживает потребителя. А в век цифрового прогресса у домашнего ТВ появилось еще несколько козырей. И главный из них – трехмерное изображение, впервые открывающее человеку двери в фантастические миры и вселенные. Сегодня мы попробуем разобраться, чего стоит покупателю такое погружение в виртуальную реальность.
Чтобы не омрачить вечер перед «объемным» экраном, нужно заранее разобраться в особенностях работы трехмерных очков.
Глубина и ширина
Сегодня среди всех телевизоров именно 3D-модели можно назвать самыми продвинутыми и работоспособными. То есть обращать внимание на подобные устройства можно даже в том случае, если 3D-фильмы на вашем экране будут появляться не часто. Дело в том, что 3D-телевизорам приходится одновременно обрабатывать сразу несколько изображений, из которых и складывается объемная картинка. Как следствие, даже бюджетные варианты объемного ТВ отличаются своей производительностью.
Количество «объемных» ТВ-моделей на прилавках растет с каждым годом, а сама «революционная» технология превратилась в рыночный продукт, к покупке которого стоит подходить со всей серьезностью. То есть при выборе 3D-телевизора нужно смотреть в оба. Впрочем, к вопросу «как смотреть?» мы вернемся позже. Сначала же обратимся к техническим характеристикам современных телевизоров – разрешению и типу экранов.
Итак, экраны могут быть жидкокристаллическими или плазменными. Компании-разработчики при выборе телевизоров рекомендуют ориентироваться на освещение, при котором вы чаще всего будете наслаждаться трехмерным изображением. Так, «плазма» будет незаменима при приглушенном освещении, а ЖК – при ярком. Однако в обоих случаях можно найти свои плюсы и минусы. В случае с плазменными телевизорами несомненным плюсом является качественная передача оттенков черного, высокие контрастность и четкость при отображении движущихся объектов. Минус такого устройства - в его яркости. А вот жидкокристаллические дисплеи, напротив, отличаются большей яркостью и цветопередачей.
Еще одна важная сторона экрана – его разрешение. Необходимое для комфорта количество пикселей уже давно обросло легендами и превратилось из технической характеристики в обязательный пункт рекламного проспекта. На самом деле вопрос «правильного» разрешения решается просто. То есть: экраны высокой четкости с разрешением в 1080 пикселей оказываются бесполезными для небольших телевизоров. Те же 1080 пикселей не оправдают ваших ожиданий, если расстояние от устройства до, например, вашего дивана будет слишком большим.
Оптимальным для просмотра любого изображения считается расстояние в 2,7-3 метра. Чтобы рассмотреть с него все детали картинки, которую выдает телевизор высокой четкости, вам необходимо приобрести телевизор с диагональю в 70 дюймов и больше. Если расстояние от ваших глаз до телеэкрана меньше, можете смело обращать внимание на модели с меньшими диагональю и разрешением. Искажений при просмотре вы не заметите, а денег на новые покупки сэкономите.
Моргать или не моргать?
Вернемся к нашим глазам. Как было сказано выше, при покупке 3D-телевизора нужно смотреть в оба. Потому как просматривать любимый кинофильм вы будете в стереорежиме. И чтобы не омрачить вечер перед «объемным» экраном, нужно заранее разобраться в особенностях работы трехмерных очков. Без них погрузиться в иллюзорные миры не получится, даже обладая самой дорогой моделью 3D-телевизора.
Собственно, единое трехмерное изображение формируется из двух элементов – картинки для правого и левого глаз. В приоритете, правая картинка должна передаваться только на правый глаз, а левая - только на левый. В реальности такие условия соблюдаются лишь частично и реализуются в двух типах 3D-очков – затворных и поляризационных. Первые, также именуемые «активными», обладают системой управления, попеременно открывающей и закрывающей линзы. От вашего телевизора при этом потребуется, чтобы он мог быстро – до 60 раз в секунду – обновлять изображение на экране. Поляризационные или «пассивные» очки работают в тесном сотрудничестве с экранами, обладающими поляризационным фильтром. В этом случае просматриваемый вами фильм будет представлять из себя ряд строк. Одни их них воспринимаются только правым глазом, вторые – только левым.
Обе технологии имеют свои слабые и сильные стороны. Например, «активные» очки позволяют каждому глазу видеть картинку в полном разрешении. Вместе с тем, такие очки заметно искажают цветопередачу – снижают яркость изображения. Если вы планируете приобрести ЖК-телевизор, то сможете обойти этот недостаток. А вот в случае с «плазмой», изначально обладающей меньшей яркостью, этот факт может стать минусом с большой буквы. Кроме того, большая часть «активных» очков довольна громоздка и неоправданно дорога. Покупателю, сделавшему выбор в пользу активности, придется выложить из собственного кошелька минимум 3 тысячи рублей. Максимум – несколько десятков тысяч.
«Пассивные» очки позволяют видеть картинку в разрешении, отличающемся от первоисточника в худшую сторону. Объясняется это тем, что поляризационные линзы попросту съедают часть строк. По этой причине объекты на экране вашего телевизора могут «шуметь» или казаться зазубренными по краям. Однако у пассивных систем есть и свои плюсы. Главный из них – яркое и насыщенное изображение. Второстепенные плюсы – небольшие вес и цена таких устройств. Последняя в большинстве случаев не превышает 2-3 тысяч рублей.
Здесь стоит рассказать о еще одной технологии, не так давно появившейся на рынке 3D-телевидения – «безочковой». За рубежом подобные телевизоры можно было встретить уже несколько лет назад. Активное предложение на них в России появилось только этим летом. По сути, это пассивные телевизоры, на которые нанесена поляризационная пленка. Но более верным будет описание такого экрана как некой плоскости в виде панели с тысячами микроскопических линз. Стереоскопический эффект возникает из-за того, что каждая их них показывает необходимый кадр сразу в нескольких направлениях. В итоге просмотр любимых кинофильмов в объеме становится удобным, да и глаза от использования тяжелых очков не устают. Однако практика показала, что в большинстве случаев такие телевизоры жестко фиксируют местоположение зрителя перед собой. Дело в том, что идеальное 3D такие телевизоры выдают только под прямым углом обзора. Изменив последний, даже просто повернув голову, вы рискуете потерять трехмерную картинку из виду.
Источники желанного объема
С возможностями 3D-технологий определились. Осталось разобраться с источниками объемного сигнала. Таковых на сегодняшний день несколько. Первый, не снискавший популярности у покупателей – 3D Вlu-ray-плееры, способные проигрывать одноименные диски. «Объемные» фильмы – информация тяжелая, поэтому производителям пришлось отказаться от популярного DVD-формата в пользу более дорогой технологии. Правда, сегодня в продаже можно без труда найти недорогие Blu-Ray-плееры стоимостью от 3 тысяч рублей. Более функциональной альтернативой такому устройству может послужить разве что игровая приставка Plaу Station 3. Она с легкостью подключается к любому современному телевизору и помимо своей основной функции – воспроизведения видеоигр – может «прокачать» любой трехмерный фильм. Кстати, разработчики современных игр также стали активно использовать технологию 3D. Так что игровую приставку можно рассматривать и как один из самых удачных вариантов домашней 3D-медиастанции. Ее средняя цена в самарских магазинах – 12 тысяч рублей.
Если говорить о средней цене на 3D-телевизоры в Самаре, то она составляет 50-60 тысяч рублей. В любом случае, за желанные объемы вам придется выложить минимум 20 тысяч рублей. Если же цена устройства волнует вас в последнюю очередь, можете обратить внимание на модели телевизоров, стоимость которых достигает 100-120 тысяч рублей. Конечная цена будет зависеть только от ваших возможностей и предпочтений.
Описание современных 3D-технологий и телевизоров можно было бы продолжать бесконечно. Эта тема многогранна и глубока, как и само 3D-изображение. Вам остается лишь тщательно все обдумать и решить – нужны ли вам виртуальные «объемы» или просто - мощный и производительный телевизор, способный качественно обрабатывать большие объемы видео. Нам остается пожелать вам «Приятного просмотра!».
Тупик технологии?
С момента выхода революционного фильма «Аватар» прошло уже три года. Ровно столько же прошло с того момента, как производители, продавцы и покупатели начали повально увлекаться стереоскопией. Во многих случаях использование словосочетаний «трехмерный эффект», «объемное изображение» и, конечно же, «полное 3D» ничего, кроме ухмылки, не вызывало. 3D-памперсы, 3D-противовиусные препараты, 3D-полы прочно вошли в моду. Прошло несколько лет, и в обществе появился новый модный тренд – 4G. Теперь именно эти буквенные сочетания встречаются на упаковках всех мыслимых и немыслимых товаров. А вот бум вокруг стереоскопического изображения, похоже, прошел. Причем даже в стане самих разработчиков. В одночасье революционные технологии превратились в «предметы старины глубокой».
Можно ли отыскать причины подобного забвения? Думаю, да. Первая из них и, пожалуй, основная – недостаток 3D-контента. Лично я – один из миллионов зрителей, который три года назад сломя голову спешил в кинотеатр, отстаивал огромные очереди и ожидал, что сегодня на экране увижу первое реальное 3D. Сюжет оказался для меня второстепенным, во всех смыслах. На первом месте – технология: как выглядит, как работает, сможет ли кто-то такое повторить.
Собственно, «Аватар» был и остается одним из самых качественных 3D-продуктов, стержнем которого стала непрерывное стереоскопическое изображение. «Объемных» фильмов с того момента вышло немало. Однако в большей их части обещанный 3D-эффект дальше афиш не распространялся. Соответственно, и дисковым версиям этих фильмов похвастать нечем, а продажи стереоскопических телевизоров продолжают падать. Думаю, компании-производители 3D-устройств с этой проблемой вряд ли справятся. Ее решение всецело ложится на плечи участников индустрии развлечений.
Вторая причина, по которой 3D-технологии ушли в тень, – застой разработок стереоскопического изображения. С момента своего первого появления до сегодняшнего дня 3D-эффект похорошел, но так и остался далеким от совершенства. Революции как таковой не произошло. Решусь предположить, что именно поэтому в стане поклонников трехмерного изображения публики не прибавилось. Те, кого раздражала постоянная реклама 3D-телевизоров, так и не смогли поменять свое мнение по отношению к ним – ни устройства, ни контент за три года существования радикально не изменились.
Наконец, причина третья. 3D-индустрия страдает от своих же разработок. Те самые пресловутые очки, хоть и создают стереоскопическое изображение, но так и остаются одним из самых неудобных гаджетов.
Данила Драпеза
vkonline.ru