Чем запомнится год 2012 отрасли ТВ-производства и вещания?
Спортивные рекорды
Пожалуй, в первую очередь стоит отметить спортивные события 2012 года, ведь именно они зачастую становятся катализаторами новых технологий в индустрии телерадиовещания.
К сожалению, прошедший на просторах родной страны чемпионат Европы по футболу никак не сказался на качестве родного телика. Хотя справедливости ради стоит отметить группу каналов «Украина», которая к началу чемпионата все-таки смогла запустить спортивный телеканал в формате HD. Зрители получили первый платный канал отечественного производства «Футбол HD» в пакетах «Воли» и Viasat.
А вот олимпийские успехи достигли своего технологического пика лишь за рубежом. Так Европейский вещательный союз (European Broadcasting Union, EBU) объявил «начало конца» эры стандартного разрешения для трансляции главных спортивных событий. Если ранее обеспечивалась параллельная трансляция SD и HD сигналов, то Олимпиада в Лондоне стала первым крупным событием, трансляция которого проходила исключительно в HD.
Отдельной похвалы заслуживает мультиплатформенное освещение Олимпийских игр, ведь оно стало рекордным по количеству трансляций в Сети и на мобильные устройства. Более 9 млн – 34% всех ежедневных просмотров соревнований на BBC и 12 млн запросов на видео с мобильных телефонов в течение всей Олимпиады, сообщила телекомпания BBC, которая предоставила 24 выделенных HD потока на своем веб-сайте. Впрочем, сейчас специалисты задались вопросом кастомизации и регулирования данных процессов. Рекорды поставлены, но что с ними делать?
Будущее 4К на ТВ
В 2012-м прояснились перспективы Ultra HD формата. Прежде всего телевизоры и мониторы следующего поколения, обычно называемые 4K, получили официальное наименование Ultra High-Definition, или Ultra HD.
На IBC 2012 было много дискуссий о возможных перспективах 4K вещания. Обсуждались способы введения в действие технологии, возможная ее стоимость для вещателей, расписание событий, которые могут привести к скорому принятию этой технологии, и насколько нужно снизить стоимость Ultra HD панелей для их популярности среди пользователей.
Вывод: отрасль ищет следующую значительную инновацию для телевещания. 4К перспектива неблизкая, и в любом случае всё упирается в пропускные возможности сетей, контент и цены на оборудование.
Доступный кинематограф
В 2012-м продолжилась тенденция разработок и производства камер с одним сенсором. Революционером, без сомнения, стала компания Blackmagic Design со своей Cinema Camera.
Напомню, камера стала самым большим открытием выставки NAB 2012. Ее особенность - цена в $5 000, которая сочетается с возможностью RAW-съемки и хранением данных на стандартных SSD накопителях. Позже была анонсирована вторая модель, оснащенная байонетом Micro 4/3. Однако запланированные сроки поставок откладывались неоднократно, в итоге массовые продажи начались лишь в декабре 2012 года.
Blackmagic – новичок на рынке производства видеокамер и, в отличие от гигантов бизнеса Canon и Sony, делает свои аппараты, применяя метод проб и ошибок. Но сама по себе идея является революционной: получить в свое распоряжение полноценную кинокамеру по цене $5 000 – разве это не мечта?
Президент Blackmagic Design Дэн Мэй отметил: «В сегодняшнем экономическом климате просто невозможно продавать оборудование за $100 000. Наша цель – создавать продукты, которые будут доступными для как можно большего количества людей. Допустим, какая-то компания предлагает самый современный продукт, но если только 10 людей могут его себе позволить, то такая бизнес-модель обречена на провал». Трудно не согласиться с рассуждениями господина Мэя.
Чем еще запомнился 2012-й
В декабре состоялась премьера фильма «Хоббит: Нежданное путешествие» по мотивам романов Толкиена. Примечательно то, что картина снята с помощью революционной технологии четкости изображения HFR (High Frame Rate, 48 кадр/сек).
Во время съемок Питер Джексон настоятельно рекомендовал владельцам кинотеатров показывать фильм с частотой 48 кадров в секунду, потому что более высокая скорость проецирования кадров создаст «иллюзию настоящей жизни, где движения более плавные, и зритель не имеет дела с эффектом стробирования». Интернет пестрит лестными отзывами, и основная рекомендация: «Такое стоит увидеть», но в Украине, к великому сожалению, сеансы в новом формате High Frame Rate 3D не предлагаются.
Это был очень интересный год в мире вещательных технологий, но, пожалуй, не самый прогрессивный. Будем надеяться, что 2013-й принесет нам не меньше событий и инноваций, которые, без сомнения, повлияют как на развитие телерадиовещательной индустрии в целом, так и на рядового зрителя в частности.
Помните, технологии меняются стремительно, и мы должны быть к этому готовы!