Почему Валерий Хорошковский избавился от главной кнопки страны, и что будет решать Дмитрий Фирташ.
«А кому бы еще он продал, чтобы это прилично выглядело?» - так отреагировал один из топ-менеджеров украинского телевидения на мой вопрос о том, зачем Валерий Хорошковский продал телевизионный холдинг «Интер-груп» предпринимателю Димтрию Фирташу.
Такой комментарий намекает на обоснованность подозрений в том, что на самом деле Валерий Хорошковский продал мощнейший инструмент пропаганды не подконтрольной Дмитрию Фирташу DM Group, а Семье. Только непрямо.
Тем более, слухи о том, что бизнес-клуб старшего сына Президента – Александра Януковича – требует доступа к «кнопкам» коммерческих телеканалов, ходили уже несколько месяцев. И называли при этом как раз каналы медиа-холдинга, в который входит не только «Интер», но и канал спутникового вещания «Интер+», а также каналы НТН, К1, МЕГА, «Enter-Фильм», К2, «Пиксель» и MTV.
В самой сделке много непонятного. Сказано, что покупка совершена согласно опциону, который имел Фирташ, и что сумма соглашения составила 2,5 миллиарда долларов. По первому пункту проблем нет: еще в январе 2009 года Валерий Хорошковский заявил, что у Дмитрия Фирташа «есть опцион с достаточно сложными условиями на приобретение 50% группы UA Inter Media Group Limited». Этот опцион возник при покупке «Интером» каналов К1, К2 и «Мегаспорт».
Однако на сегодня срок действия этого опциона истек. К тому же, указывают эксперты рынка, цена в 2,5 миллиарда долларов выглядит заоблачной. Так, несколько лет назад Ринат Ахметов пытался купить «Интер» за миллиард долларов.
С другой стороны, «Интер» стоит лишь 61 % всей медиа-группы. А с третьей стороны, совершенно неясно, откуда Дмитрий Фирташ, при всем уважении к его предпринимательским талантам, мог бы взять хоть два с половиной, хоть один миллиард свободных денег для нынешней покупки.
Последний факт укрепляет наблюдателей в мысли, что сделка непрямо совершена в интересах Семьи - или, как еще говорят, «Саши-стоматолога».
Добавим к этому, что так и остаются неизвестными важные детали сделки. В частности, неясно, каковы были правила опциона Дмитрия Фирташа, должен ли он платить сразу или в рассрочку, каков порядок обретения контроля над медиа-группой и т. д.
В этой ситуации остается только прислушаться к мнению тех же экспертов, которые говорят, что медиа-группа в будущем может пойти одним из трех путей. Путь первый – полная передача актива в руки Семьи, за что Дмитрий Фирташ может получить соответствующие бонусы, в том числе в далеких от ТВ сферах бизнеса. В таком случае стоит повнимательнее присматриваться к сделкам вокруг медиа-группы, которые могут не столь афишироваться, как нынешняя.
Этот же рецепт хорош и на тот случай, если Дмитрий Фирташ решит, условно говоря, сдать Семье главный пропагандистский актив – канал «Интер» - а все остальное либо просто оставить себе, либо минимизировать, либо переформатировать и развивать.
И, наконец, возможен вариант, когда тот останется собственником медиа-группы, но будет ее «сдавать в аренду» в интересах власти (а кого же еще). В этом случае схему «взаимозачетов» проследить будет практически невозможно. В то же время, это будет означать зависимость Семьи от Дмитрия Фирташа как распорядителя мощного медиа-ресурса – а такое безобразие Семья вряд ли допустит накануне следующих президентских выборов. Ведь Виктор Янукович до сих пор не изжил «травму Майдана», когда десятки тысяч манифестантов «вдруг», после стихийного бунта журналистов против цензуры со стороны властей, возникли на десятках миллионов телеэкранов.
Итак, дальнейшие перемены в структуре собственности группы «Интер» покажут, в самом ли деле ее купил Дмитрий Фирташ – а возможные поползновения этого бизнесмена к приобретению других медиа-активов покажут, является ли он доверенным лицом президента для сбора ведущих СМИ под одно крыло.
Ранее (с другими фигурантами, но по такой же схеме фиктивного приобретателя) уже были взяты под контроль Семьи серьезные сегменты недвижимости, зерноторговли, транспорта. Пока нет причин полагать, что в подчинении себе рынка СМИ Семья пойдет другим путем.угледобычи, зерноторговли, транспорта…
Пока нет причин полагать, что в подчинении себе рынка СМИ «Семья» пойдет другим путем.
wek.com