В конце прошлой недели в заголовках новостей замелькало название RTVi, или в полной версии названия - Russian Television International. Сообщалось, что бывший гендиректор канала «Звезда» Руслан Соколов приобрел RTVi за $10 млн.
Интерес к этой сделке был столь велик, что свое удивление ажиотажем вокруг канала в связи с его продажей выразил в одном из своих интервью и бывший гендиректор RTVI и экс-гендиректор НТВ Игорь Малашенко, который имел прямое отношение к запуску RTVi в 2001 г. Малашенко отметил в интервью одному из российских телеканалов, что многие годы RTVi совсем не пользовался вниманием масс-медиа.
Но почему же интерес к RTVi ныне велик? Возможно, он вызван самой историей телеканала. Авторы, пишущие об RTVi, как правило, не осознают, что этот телеканал мог бы, используя спутниковые технологии, сыграть историческую роль в развитии российского телевидения в подцензурный период 2000-х годов. Но зато очень многие обозреватели справедливо отмечают ничтожное влияние RTVi на современный политический и медийный процесс в России. Можно сказать, что RTVi - это канал упущенной возможности сделать российское телевидение первого десятилетия XXI века более свободным.
Закономерно, что для большинства граждан России название RTVi ныне вряд ли о чем-то говорит. А ведь это старейшее непосредственное спутниковое вещание, представляющее Россию. Оно было основано еще в 1997 г. (при том, что аналогичное вещание «Первого канала» началось в 1999 г., а Всероссийской государственной телерадиокомпании - в 2002 г).
Немного предыстории
Russian Television International - это ни что иное как бывшее «НТВ-Интернешнл». Подразделение было создано медиаструктурами Владимира Гусинского для ретрансляции лицензионно очищенной версии флагманского телеканала медийной группы – канала «НТВ» в версии для зарубежной русскоговорящей аудитории.
Вот как об этом говорится на современном сайте RTVi: «1 января 1997 г. началась трансляция канала RTVi через спутник «Экспресс 2». С помощью индивидуальных спутниковых антенн программы RTV International увидели зрители на Ближнем Востоке и в Европе. Крупнейшие кабельные операторы Израиля начали доставку сигнала RTVi своим подписчикам».
Конечно, в 1997 г. никакого RTVi не существовало, а начались ретрансляции программы именно международной версии телеканала НТВ. Но в RTVi до сих пор не любят вспоминать, что они когда-то были НТВ, а история разрыва нынешнего RTVi и НТВ вошла в историю новых российских медиа в качестве скандальной.
В 2001 г. российское государство неожиданно вспомнило, что медиа-империя Гусинского «Медиа-мост» задолжала государственной компании «Газпром» большие суммы денег, и что спутник «Бонум», которым НТВ так гордилось, также был запущен на государственные средства. Представлявший российское государство в «споре хозяйствующих субъектов» «Газпром», на защиту попранной финансовой чести которого встали российские суды, в результате разбирательств, включавших и непродолжительное содержание Гусинского в заключении, в итоге забрал под свой контроль почти все, что принадлежало медиа-империи Владимира Гусинского в России.
Среди прочего под контроль «Газпрома» перешел и телеканал НТВ, и национальный спутниковый оператор «НТВ Плюс». Журналисты НТВ во главе с Евгением Киселевым, ушедшие с канала, некоторое время вещали с канала ТНТ, пока он еще не полностью перешел под контроль «Газпрома». Позднее журналисты перебрались на канал «ТВ-6 Москва», принадлежавший Борису Березовскому, но вскоре еще один «хозяйствующий субъект» «Лукойл» вспомнил про задолженности теперь уже «ТВ-6 Москва». Еще позднее была история с телеканалом ТВС, организованном на «шестой кнопке», куда с «ТВ-6 Москва» перешла команда бывшего НТВ, но и там вещание не получилось, чего и следовало ожидать. Помешали «экономические разногласия» «хозяйствующих субъектов».
RTVi, оставшийся в стороне
Все время вышеописанных телевизионных пертурбаций в России и позднее «НТВ-Интернешнл», переименованное в Russian Television International продолжало принадлежать старым хозяевам - Владимиру Гусинскому и его партнерам.
После разделения российской телекомпании НТВ пришлось заново создать свою сеть непосредственного спутникового вещания для зарубежной аудитории, и эта сеть стала известна как «НТВ Мир». А RTVi сначала ретранслировало передачи ТНТ, затем «ТВ-6 Москва», а потом стало вещать программы ТВС - в общем, проекты журналистской команды бывшего НТВ. С их прекращением Russian Television International организовало собственную службу новостей. Теленовости на Russian Television International стали называться «Сейчас» по аналогии с выпусками новостей прекратившего работать телеканала ТВС.
Необходимо отметить, что Russian Television International масштабами уже не напоминал НТВ. Новости были камерными, а репортерская сеть небольшой. Несмотря на это на RTVi в разное время работали Евгений Киселев, Андрей Норкин, Владимир Кара-Мурза, Владимир Шендерович, а также эмигрировавший еще 20 лет назад в США бывший ведущий программы «Вести» Юрий Ростов. Телеканал располагает студиями в Нью-Йорке, Тель-Авиве и Москве. В 2000-х годах в России функционировал дольно большой филиал под названием «Эхо Тв», возглавлявшийся Андреем Норкиным. Под лейблом этого филиала выходили собственные аналитические передачи в духе старого добротного НТВ.
Тем не менее, общеполитические и новостийные программы в Russian Television International не получили какого-либо отклика в России, несмотря на то, что в 2000-х годах на внутреннем российском телевидении свирепствовала цензура и потребность в качественном информационном вещании была очень высока. О том, что канал неподцензурного информационного вещания в России востребован, свидетельствует успех запущенного несколько лет телеканала «Дождь».
Основной причиной нереализации потенциала RTVi в качестве популярного в России неподцензурного информационного телеканала стало желание Владимиром Гусинским. Гусинский, основной владелец канала, предпочел, отправившись эмиграцию после недолгой отсидки, больше не вмешиваться в российскую политику. При этом Гусинский продолжал в России медийный бизнес. Его компании продолжали производить для российского телевидения сериалы, а телеканалы «Телеклуб» и «Детский мир» и ныне предлагаются в пакете «НТВ Плюс».
В свою очередь сигнал RTVi строго кодировался и не предназначался для аудитории в России. При этом спутник, с которого работает RTVi – Eutelsat Hot Bird 13A/Eutelsat Hot Bird 13B/Eutelsat Hot Bird 13C 13.0 гр. E - достаточно смотрибелен и популярен в России. Как представляется, если бы в свое время RTVi не кодировал хотя бы часть своих программ и адресовал их аудитории в России, его известность и успешность была бы совсем другой, на порядки выше.
В этой связи вспоминаются события 2001 г., когда журналисты осаждаемого НТВ собирали митинги в Останкино в свою поддержку. Если бы тогда прозвучал не абстрактный призыв к защите свободы слова, а вполне конкретный – купить спутниковые тарелки и нацелить их на спутниковый свободный канал НТВ – RTVi, который будет транслировать из-за рубежа, то история российского телевидения, и история российского спутникового ТВ в частности, сложилась бы несколько иначе. Как минимум, российское телевидение было бы свободнее и динамичнее. Опыт ряда не вполне демократических стран, где телеканалы, вещающие из-за рубежа, не уступают по влиятельности и успешности национальному телевидению, подтверждают подобное предположение.
Максим Истомин
source.cnews.ru