Представьте себе ситуацию: гаснет свет, напряжение возрастает и становится так тихо, что можно услышать как упала булавка... Затем тишину нарушает мужской голос, задающий вопрос из категории о детских книгах: «Откуда родом медвежонок Паддингтон»?
Вот такой простой вопрос! И если вам известен правильный ответ, то вы выиграли один миллион долларов! Вы не можете поверить, что ведущий задал такой простой вопрос? Но он в действительности сделал это. Сидя в гостиной, вы берете свой iPad и отвечаете на поставленный вопрос. «К чему это все?», поинтересуется удивленный читатель…
Все просто… Уже этим летом, британский телеканал ITV в прайм-тайм запускает специальную версию телевизионного шоу «Кто хочет стать миллионером?», которая позволит зрителям канала с помощью «второго экрана» (смартфона, планшета или компьютера) принимать участие в игре наряду с участниками передачи в студии.
Телевизионная индустрия находится в эпохе значительных перемен, которые кардинально изменят то, как люди смотрят телевизор. Подобное явление произошло с мобильными телефонами в 2008 году. Теперь, телефон это далеко не средство связи (он позволяет снимать фото и видео, «серфить» по интернету и т.д.).
Новый тип телесмотрения, известный как социальное ТВ, объединил в себе телевидение – как лучший инструмент для привлечения зрителей и интернет – как инструмент для получения прибыли. Весьма вероятно, что в течение следующих 18 месяцев большинство игровых шоу, спортивных передач и реалити-шоу предложат некий способ более тесного взаимодействия с целевым телезрителем.
Многочисленные исследования показали, что до 80 процентов телезрителей используют мобильные устройства во время просмотра ТВ. Именно поэтому, возникает ряд интересных вопросов к владельцам сетей, компаниям-производителям контента и к рекламодателям. Для них уже не является ключевым вопрос: «Будут ли зрители использовать во время просмотра ТВ дополнительные устройства»? Сегодня их больше интересует следующее:
- Какой контент будет более привлекательным для пользователя?
- Кто наделен правом получения прибыли с произведенного контента?
- Кто выиграет борьбу за зрителя – новые, выходящие на рынок компании или нынешние, состоявшиеся игроки данной отрасли?
- Какой тип программного обеспечения необходимо сделать, чтобы в полной мере воспользоваться всеми возможностями социального ТВ?
Подход социального телевидения к рынку достаточно инновационен, поскольку он позволяет телезрителям получать именно тот контент, который необходим, а сети и рекламодатели получают возможность индивидуально знакомиться со своей аудиторией и взаимодействовать с ней.
Интерактивное ТВ существует примерно с начала 1990-х годов, но оно так и не сумело удовлетворить информационный голод зрителей по следующим причинам:
- Кабельно-спутниковая инфраструктура в течение последних 20 лет не была в достаточной степени открытой и была чересчур технологически разнородной, не позволяя разработчикам приложений вкладывать ресурсы, необходимые для создания специализированного ПО.
- Кабельно-спутниковая технология была ограниченной и не подразумевала получения контента.
- Получение доступа к контенту должно производиться как можно проще.
Повсеместное распространение смартфонов, планшетов и персональных компьютеров предоставляет большие возможности для разработчиков при создании интерактивного социального ТВ с использованием “второго устройства”. Тем самым оказывается большое влияние на всю телевизионную отрасль – начиная от производителей контента и заканчивая методами монетизации трафика.
Первое поколение приложений социального ТВ (Miso, Yap.tv, Viggle и тому подобные) позволяют пользователям наиболее быстрый доступ к необходимому контенту. Для рекламодателей эти приложения имеют ограниченные функции, предлагая небольшие возможности по получению финансовой прибыли. Но они указывают то направление, по которому сегодня движется вся ТВ-индустрия.
Следующее поколение социального ТВ, развиваемое такими компаниями как Visiware, ACTV8 и другими, нацелено на разработку приложений для мобильных устройств, которые синхронизируют пользователей с действиями, происходящими на экране телевизора в режиме реального времени.
Такие компании как Endemol, Fremantle и Sony понимают преимущества интерактивных ТВ-программ и выпускают всё больше и больше приложений для социального ТВ. Отметим, что в настоящее время, Западная Европа является лидером по внедрению социального ТВ, опережая в данном направлении даже американский рынок.
«Социальное ТВ + Аудитория = Деньги»
Для повышения качества обслуживания пользователей, социальное ТВ поддерживает модель, которая перераспределит экосистему ТВ, интерактивную рекламу, продажу премиум-контента (например, видео и музыки) и игр.
Зрители социального ТВ смогут в действительности приобрести всё то, что они видят на экране ТВ и/или то, что они запускают на мобильном устройстве. Например, если пользователь смотрит футбол и на его мобильном устройстве установлено специализированное приложение, то он может в течение матча приобрести футболку понравившегося игрока.
Рекламодатели могут реализовать возможности веб-технологий, демонстрируя в эфире интерактивные объявления, которые привлекают внимание зрителей, тем самым дольше удерживая их возле экранов. Для этого собирается и анализируется информация о потребителях, после чего создается контент, направленный на целевую аудиторию. Такая рекламная продукция является более интересной, чем стандартная 15- или 30-секундная реклама, демонстрируемая пассивному зрителю.
Приложения социального ТВ могут взаимодействовать со зрителем в тот момент, когда шоу транслируется в режиме реального времени или даже когда оно уже закончилось.
Социальное ТВ развивается семимильными шагами. В настоящее время происходит массовое “обогащение” всех возможных мобильных платформ специализированными приложениями социального ТВ.
Пища для размышлений: Рассматривая последствия внедрения следующего поколения социального ТВ, мы могли бы начать изучение вопроса: а не заменит ли планшетный компьютер или смартфон телевизор?