Ситуация вокруг того, как выполняется декабрьское обещание Дмитрия Медведева создать в России общественное телевидение, все больше напоминает анекдот. В конце минувшей недели глава Минобороны Анатолий Сердюков написал Медведеву письмо, в котором, по сути, отказал шефу в реализации его же собственной инициативы – заявив о нежелании отдавать для нужд этого проекта подведомственный телеканал "Звезда".
Теперь слово взял Внешэкономбанк, который должен был обеспечить запуск механизма финансирования общественного ТВ. Однако ВЭБ уже уведомил Минкомсвязи, что не располагает источниками благотворительности на требуемую сумму — 20 млрд рублей, сообщает газета "Известия". Другими словами, либо раскошеливаться придется государству, которое и так владеет ВГТРК и участвует в капитале Первого канала, либо Кремлю опять надо будет делать представителям крупного бизнеса "предложение, от которого невозможно отказаться".
Ни финансовой, ни административной независимости у "общественного" ТВ теперь уже точно не будет.
Напомним, что обещание создать общественное телевидение прозвучало как одна из частей "либерального пакета" Медведева, который он, находясь тогда еще на посту главы государства, выдвинул в ответ на всплеск уличных протестов после подведения итогов выборов в Госдуму. Тогда же прозвучали обещания свободной регистрации партий и возвращения губернаторских выборов.
На сегодняшний день из всего пакета этих демократических реформ в изначальном, нетронутом виде остался лишь закон об упрощении регистрации партий. Что, в общем, понятно, поскольку сотни мелких партий, при действующем запрете на создание блоков, реальной опасности для "Единой России" не представляют.
Закон о выборах глав регионов, напротив, оснастили таким количеством "фильтров", что теперь уже непонятно, когда было лучше – до того, как Медведев решил всем сделать хорошо, или после.
Формирование Общественной палатой Совета по общественному телевидению, которое состоялось в июле, уже при президенте Путине, показало, что и этот проект Медведева ждет похожая судьба.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Росбалта" политолог Алексей Макаркин, общественное телевидение с тем составом его Совета, который был избран Общественной палатой, никому во власти не помешает. В частности, в составе этого органа политолог отметил несколько представителей Русской православной церкви, председателя Союза Михаила Архангела генерала Александра Солуянова, а также ряд других деятелей, далеких от идей либерализма и чрезмерной демократии.
Идея общественного телевидения, выдвинутая в декабре 2011 года, состояла в том, чтобы успокоить оппозицию, отвлечь ее от борьбы, от улицы, считает Макаркин. Однако, после того, как власти немного огляделись и успокоились, они решили, что уступки – это ошибка и приложили все усилия, чтобы сделать будущий телеканал максимально послушным и безопасным, говорит политолог.
В этой ситуации министр обороны решил отстоять свои корпоративные интересы в отношении телеканала "Звезда", считает Макаркин. Он отметил, что к идее общественного телевидения сейчас охладели все – и власть и оппозиция. Последней, даже если бы ее представителей и пригласили в наблюдательный совет, находиться там в меньшинстве нет никакого смысла, считает эксперт.
В то же время телеведущий Максим Шевченко заявил корреспонденту "Росбалта", что проблемы с частотой, на которой будет вещать новый канал, в век цифрового телевидения непринципиальны. Главное, считает он, кто и как будет делать это телевидение.
В целом же, по словам Шевченко, создающееся сейчас новое общественное телевидение – "мертворожденное дитя".
Власть, по сути, отказалась от создания настоящего общественного телевидения, не зависящего как от нее, так и от бизнеса. Такое мнение корреспонденту "Росбалта" высказал телеведущий Владимир Познер.
По его словам, "уже изначально, когда только еще было принято решение о создании общественного телевидения, стало понятно, что его не будет".
"То, что собираются делать у нас сейчас – это не общественное телевидение, поскольку во всех пятидесяти с лишним странах, где оно существует, ему присущи такие общие черты, как независимость от власти и от рекламодателей. У нас же главу этого телеканала назначает и снимает президент страны. Это уже не общественное телевидение", — считает Познер. "Тот факт, что во главе общественного телевидения стоит человек, который в течение долгого времени доказывал его ненужность (Анатолий Лысенко), говорит само за себя", — добавил он.
"То, что создается сейчас под вывеской общественного ТВ — это некая демократическая ширма, наподобие других ширм и ширмочек вроде Общественной палаты или президентского Совета по правам человека", — резюмировал телеведущий.
Александр Желенин
rosbalt.ru