Глава департамента телевизионных проектов хоккейной лиги — о том, сколько камер нужно для хорошей картинки и чем картинка НХЛ лучше отечественной.
Национальная хоккейная лига, как выяснилось из разговора «Известий» с руководителем департамента телепроектов КХЛ Натальей Чайковской, далеко не во всем пример для КХЛ. По ее мнению, кое в чем за образец лучше взять Национальную баскетбольную ассоциацию.
— Образцом качественного показа хоккея в мире считается НХЛ. Что удалось у них перенять?
— Когда нас сравнивают с тем, как показывают хоккей в НХЛ, забывают, что телетрансляции НХЛ показывают не качество хоккея и не мастерство операторов и режиссеров и даже не технологический уровень создания телекартинки, они показывают инфраструктуру и уровень жизни в стране. Почему их картинка смотрится лучше нашей? Потому что у них очень яркий свет, очень белый лед, очень чистые борта и очень ярко одеваются зрители. У нас пока есть несколько новых арен, которые соответствуют современным, в том числе телевизионным, требованиям, но большинство — советские дворцы спорта, часть из которых реконструируется, а часть поддерживается в рабочем состоянии. И какие требования я им ни запишу в регламенте — они их выполнить не смогут. И если зрители в городе приходят на хоккей в черных куртках и шапках, то я не заставлю их одеться в цвета клуба, потому что не у всех есть деньги даже на шарф. Поэтому из некоторых городов мы имеем тусклую картинку с черными трибунами.
— Понятно, что вы не можете. А что можете?
— В этом году мы на 99% завершили создание системы передачи телесигнала внутри России по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС). Теперь качество телесигнала из российских городов, где играют клубы КХЛ, внутри страны не ухудшается и не зависит от погоды, чем не может похвастаться спутниковая передача. Исключение составляет Магнитогорск. Расположение в Уральских горах не позволяет передать сигнал оттуда по ВОЛС. Приходится пользоваться радиорелейными линиями связи — фактически передавать изображение по телефонному кабелю. Когда мы начинали нашу работу, так было по всей стране. В прошлом году мы передавали картинку по ВОЛС уже из 70% российских городов. Теперь мы ждем, когда Магнитогорску надоест серо-зеленый вид из их дворца и они приобретут себе комплекс для передачи сигнала через спутник.
— Что изменится в собственно телевизионной части создания картинки?
— В этом смысле мы пришли не на пустое место: стандарты показа хоккея у нас и раньше были высокими. Но было большое различие между требованиями, которым следуют, скажем, на каналах «Россия 2», «НТВ Плюс», КХЛ ТВ, в телекомпаниях регионов с сильными хоккейными традициями, как, например, ТНВ в Казани, 100 ТВ в Петербурге или БСТ в Уфе, и тем уровнем, который были способны поддерживать региональные компании в городах без больших хоккейных успехов. Сейчас наши минимальные требования выросли в техническом плане. Например, каждый матч теперь будут показывать при помощи, минимум, 12 камер, и лишь пять телекомпаний пока не в состоянии справляться с этим требованием и будут работать по старинке на восьми камерах. Главное, удалось добиться единого стандарта показа в верстке: порядка, в котором представляется на телеэкране и каждый матч в целом, и тот или иной эпизод, будь то гол или удаление, в отдельности. Теперь во всех городах это делается одинаково. Это дисциплинирует и режиссеров, и операторов. Сознание режиссеров, за плечами которых по четверть века работы в других традициях, было сложно изменить, время заменило самих режиссеров.
— Если всех загнать в рамки стандартов — где же останется место для творчества режиссеров и операторов?
— Опасность, о которой вы говорите, можно наблюдать в трансляциях НХЛ, их трансляции уже становятся несколько скучными, планы — набившими оскомину. Но мы не отменяем авторский режиссерский и операторский почерк. В пример приведу трансляции из Омска. Там организаторы трансляции добились наибольшего прогресса в освоении нашего стандарта показа. При этом режиссеры там настолько изучили манеру игры своих игроков, что часто заранее знают, как именно поведет себя хоккеист, в каком месте, на каком расстоянии от борта окажется и как постарается продолжить игру.
— Если все освоили стандарт, то куда развиваться дальше?
— Мы продолжаем добиваться от телекомпаний регулярного обновления техники, и, примерно, половина уже делает это самостоятельно, а не только после наших замечаний по качеству картинки. Та же половина выполняет другое наше требование — введение должности продюсера трансляции. Если обычно за технические моменты отвечал инженер, за творческие — режиссер, и так далее по участкам то продюсер — это человек, который отвечает за трансляцию в целом, от приезда техники на место события до передачи телесигнала, связывает все звенья. Это процесс, похожий на переход от тренерского хоккея к хоккею генеральных менеджеров. Чтобы это получилось на телетрансляциях, за спинами режиссеров — маститых творцов с большим опытом работы — должны вырасти авторитетные специалисты, которые знают не только технические телевизионные аспекты, но одновременно знают и любят тот вид спорта, в котором работают.
— Этому вы научились у НХЛ?
— Так делает трансляции весь мир во всех видах спорта. Для примера можно привести венгерскую компанию, которая будет транслировать матчи из Братиславы и Праги. Их продюсер, который приезжал к нам на семинар, так и сказал: «Успех телетрансляции — это я». НХЛ — пример далеко не во всем. Стратегическое планирование у них довольно слабое. Здесь интереснее НБА. Баскетболисты еще 25 лет назад начали забрасывать в Китай бесплатные трансляции своих матчей. Так у Китая появился Яо Мин, а НБА зарабатывает огромные деньги, продавая свои трансляции в эту страну. Мы тоже попытаемся забросить хоккей в Азию. За качество зрелища мы не опасаемся, ежемесячный пакет для зарубежных трансляций КХЛ состоит из 75 матчей международного уровня, половину из них мы будем показывать в НD. Именно эти матчи мы и станем продавать в Японию, Китай и Южную Корею.
Илья Десятерик
izvestia.ru