Уходящий телевизионный год запомнится скорее своими закрытиями («Программа Максимум», «Прожекторперисхилтон», «НТВшники», MTV и др.), нежели открытиями. Тем не менее российское телевидение в 2012-м жило не только ощущением конца эпохи. Были и яркие проекты, по которым историки телевидения и будут вспоминать этот год.
«Голос», «Первый канал». По большому счету эту русскую версию популярного голландского формата (на Украине местный «Голос», например, идет уже второй год) можно было бы назвать главным и единственным телевизионным событием года и на этом успокоиться, потому что сложно вспомнить более неинтересный сезон, чем этот. Если не считать «Вечернего Урганта», никаких других громких премьер в этом году и не было. Если говорить о причинах зрительского успеха «Голоса» (а его доля ниже 20% не опускается, что по нынешним меркам огромное достижение), то их ровно две. Первая заключается в том, что люди устали от звезд и звездной тематики. Устали от фальши и наигранности, пафоса и самодовольства, пластмассовых эмоций и искусственных конфликтов. Людям захотелось, как это сейчас говорят, «тру» — настоящих, неподдельных чувств и переживаний. Этим же объясняется и рейтинговый успех проекта «Битва хоров» (канал «Россия»), в котором простые люди, а не гламурные знаменитости также вышли на первый план. Вторая причина успеха — качество. По всему видно, как авторы проекта вложились в его создание — как долго и кропотливо проводили кастинг участников, как оттачивали операторское и осветительское мастерство. В сложившейся на рынке ситуации, когда проекты не вынашиваются, а «лабаются», это поистине подвиг. Ну и, наконец, «Голос» — из тех проектов, которые раскрывают потенциал нации, которые рождают надежду, что со страной еще не все потеряно и что одинокий голос человека рано или поздно будет услышан.
«Луч Света», НТВ. Самым знаковым проектом этого года для НТВ стала, безусловно, Света из Иваново, проделавшая головокружительный путь от интернет-фрика к королеве субботнего прайма. Ее судьбу можно смело сравнивать с аппаратным взлетом начальника механосборочного цеха Уралвагонзавода Игоря Холманских, ставшего практически в одночасье полпредом президента в Уральском федеральном округе. Их возвышение и в том и в другом случае походило на легкий политический троллинг либеральной общественности и отчасти стало символом дальнейшей консервации режима с его ставкой на «широкие народные массы» и «традиционные ценности». Тем более что в уходящем году НТВ стало фактически первым каналом в стране, а следовательно, возросла и его социальная ответственность, и теперь любое программное решение канала (например, закрытие «Программы Максимум») воспринимается не иначе как проявление государственной воли.
«Вечерний Ургант», «Первый канал». Это еще один смелый эксперимент Константина Эрнста с менее очевидным рейтинговым успехом, но с не менее очевидным творческим потенциалом. Попытки привить отечественному ТВ заокеанский жанр late night show предпринимались не раз (достаточно вспомнить «Добрый вечер» с Игорем Угольниковым, «Вася in da house» с Василием Стрельниковым и «Добрый вечер» с Максимом Галкиным), но все они заканчивались одинаково — зритель реагировал на них без особого энтузиазма. Причин тому может быть множество — и то, что российской аудитории ближе традиции коллективного юмора (КВН, «Камеди клаб»), а не индивидуального, и то, что в России уже был похожий жанр — «Голубой огонек»… Тем не менее мало найдется на нашем ТВ таких людей, как Эрнст, которые действительно верят в то телевидение, которое делают. Главное здесь — набраться терпения, потому что «Вечерний Ургант» — это первая программа телевидения постнулевых, телевидения, которое самому хочется делать.
Мультфильм «Атомный лес», канал 2х2. Большая победа для нишевого канала и маленькая революция для всего русского телевидения. Наряду с «Пыхчево» и «Валерой» «Атомный лес» стал первым почти за 20 лет анимационным сериалом для взрослых, созданным по заказу телевизионного канала. Вдвойне отрадно, что «Профмедиа-ТВ» (холдинг, в который входит телеканал 2х2) удалось в этом смысле опередить главного инноватора отечественного эфира «Первый канал», ведь его первая премьера в этом жанре (анимационная версия «Кин-Дза-Дзы») намечена только на февраль будущего года.
Сергей Евдокимов
rbcdaily.ru