Что ждет телевизионный рынок Украины, когда телевидение по-настоящему захочет стать бизнесом, рассуждает президент компании Воля Сергей Бойко.
Игроки телевизионного рынка сегодня оказались в патовой ситуации. С одной стороны - значительное снижение объемов рынка рекламы (по оценкам ZenithOptimedia, в 2015 году рынок рекламы в Украине достиг минимума за последние десять лет) заставляет телеканалы искать новые источники доходов; с другой - практически полное отсутствие роста количества абонентов в сегменте платного ТВ не позволяет провайдерам существенно увеличивать траты на контент. Поэтому, чтобы выжить, участники ТВ-рынка - вещатели и провайдеры - должны найти новые модели взаимоотношений.
Одна из последних тенденций - уменьшение количества бесплатного телевидения.
Ужесточение конкуренции среди провайдеров и аналогичная ситуация среди телеканалов заставляют игроков искать новые механизмы и пути увеличения доходов или монетизации своей деятельности. Какие это будут решения - пока неизвестно. Одной из таких моделей для вещателей может стать переход на систему платных взаимоотношений с провайдерами в обмен, например, на часть доходов от рекламы. Для провайдеров в этом случае компенсация такой платы за контент телеканалам будет за счет дополнительных доходов (например, за счет перетока абонентов от нелегальных игроков, которые не захотят оплачивать контент). К такому контенту могут относиться отечественные эфирные телеканалы, что является новацией на нашем рынке, потому что практически все они сейчас присутствуют и обязаны присутствовать в пакетах провайдеров платного ТВ без какой-либо оплаты со стороны провайдера.
Одна из последних тенденций - уменьшение количества бесплатного телевидения. Сюда можно отнести и сокращение списка каналов универсальной программной услуги (УПУ), и, в конечном итоге, принятие медиагруппами решения о полном закрытии нескольких каналов или переводе их в другой формат вещания с прицелом на рынок платного ТВ. То есть ориентировать такие каналы на получение доходов от абонентов, а не на рекламодателей, и получение доходов от размещаемой на этих каналах рекламы.
Я уверен, что смерть большей части агитационных телеканалов неизбежна - это происходит во всем мире
Телевидение как бизнес - это один из слоганов ежегодного отраслевого мероприятия Kiev Media Week. Он возник, когда ТВ-эксперты начали искать способы, как из украинского телевидения сделать бизнес, приносящий прибыль собственникам (как и во всем мире), а не относиться к нему как к средству манипуляции сознанием масс, рупору или агитационному мегафону. Я уверен, что смерть большей части агитационных телеканалов неизбежна - это происходит во всем мире. Например, корпорация BBC - общественный вещатель Великобритании, деньги на работу которого взимаются с каждого жителя этой страны. Но даже эта корпорация была вынуждена сократить количество своих каналов и искать новые механизмы монетизаций, в том числе выход на рынок платного ТВ (например, с собственным каналом документальных фильмов).
Если в Украине медийщики и ТВ-провайдеры все же договорятся о переходе на платную систему взаимоотношений, то им нужно будет учесть две характерные особенности рынка платного ТВ:
- на каналах платного ТВ либо вообще нет рекламы, либо ее очень мало, потому что зритель платит за возможность смотреть интересный ему контент, а не рекламу;
- все каналы платного ТВ ориентируются прежде всего на потребности зрителей. Поэтому наибольшая их часть являются нишевыми или узкоформатными.
Украинские медиагруппы должны будут определить, какие из их телеканалов останутся рупорами, если они решат оставить хотя бы по одному такому каналу, а какие из них будут переформатированы в платные. Поэтому новации и изменения прежде всего коснутся менеджмента медиагрупп, их отношения к контенту, их отношения к провайдерам. А выиграет от этого в первую очередь потребитель, потому что сейчас медиагруппы больше ориентируются на поднятие рейтинга и количество просмотров рекламы, чем на потребности каждой конкретной группы зрителей.
Источник: